Ашариты — авангард Уммы. Хадис об имаме Ашари

Шейх Хабиб Джарулла
Смотреть видео

Рассказал Абдуллах Ибн Абдуррахман что рассказал Абуль Йамани от Шуайба аз-Зухри что ему рассказал Сайид Ибн Мусаййаб о том что Абу Хурейра сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Алаха) говорил: «Прибыли люди Йемена, сердца которых являются более тонкими и мягкими. Йеменский иман и Йеменская мудрость….». (…)

Как мы уже ранее говорили, в этих хадисах извещается о достоинстве народ Йемена. Имам Муслим  упомянул эти хадисы в разделе «Достоинство Ашаритов», Ашариты — т.е род Абу Мусы аль-Ашари. Из данного заглавия понимается что эти хадисы относятся именно к ним, и Пророк (мир ему и благословение Алаха) когда упоминал народ Йемена в первую очередь имел ввиду их. Касательно Ашаритов передаются также другие хадисы. Имам Абуль Къасим Ибн Асакир да смилуется над ним Аллах в своей книге «табйинуль казибиль муфтари» — это великая книга, как вам известно — когда говорил об имаме Ашари упомянул его достоинства, и упомянул что причину ниспослания слова Всевышнего: «…то Аллах приведёт народ которых Он любит и которые любят Его», ибн Асакир сказал: «Когда был ниспослан этот аят Посланник Аллаха (мир ему и благословение Алаха) указал на Абу Мусу аль-Ашари, стукнул по его спине и сказал: «Это и есть тот народ»». Разные ученные говорили по поводу этого хадиса, и Ибн Асакир упомянул слова имама аль-Байхакы: «В этом хадисе есть указание на достоинство Имама Абуль Хасана аль-Ашари, который является из потомства Абу Мусы аль-Ашари, и что Пророк (мир ему и благословение Алаха) выделил его почтенной степенью, и достоинством по причине того, что он отстаивал и защищал убеждения мусульман. Благодаря его опровержениям на псевдо доводы разных нововведенцев, и укреплению сунны. И он сказал: это его заслуга и тех, кто были на его убеждениях, и пошли по его пути в основах религии.

[Также имам аль-Байхаки сказал: «И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми».

[Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари», стр. 103; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/397] ]