Акыда имама ибн Кудамы

Шейх мазхаба Ибн Кудама ал-Макдиси, да помилует его Аллах, умер в 620 году хиджры. Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал в книге «Лум`а аль-И`тикaд» , на второй странице: «И все, что было упомянуто в Коране или подтверждено от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, относительно атрибутов Всемилостивого, обязательно требует веры, смиренного принятия,  признания, и отказа от опровержения этого, отказа от толкования, частичного или полного уподобления творениям». Читаем текст дословно.

«И все из того, что непонятно — в отношении этого обязательно подтверждать его словесную формулировку». Братья, обратите внимание, сказано «подтверждение словами»! И далее: «и не следует вдаваться в смысл этого, и мы относим знание об этом к Тому, Кто это изрек».

Это и есть принцип «тафвид». Что означает «тафвид»? Это словесное подтверждение, к примеру: «Истава аляль Арш», и оставление смысла Аллаху, и отношение знания об этом  Аллаху. Но абсолютно точно отрицается смысл, который уподобляет Аллаха творениям, включая сидение, утверждение на троне и тому подобное.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, также сказал в другом тексте. В книге «Раудату ан-назр»:

Верное мнение заключается в том, что «муташабих» – то что пришло относительно атрибутов Аллаха, Пречистого от недостатков, из числа того, во что обязательно верить и запрещается устремляться к его толкованию. Например, когда Всевышний говорит:

  1.  الرحمن على العرش استوى
  2.  بل يداه مبسوطتان
  3.  لما خلقت بيدي  
  4.  ويبقى وجه ربك
  5.  تجري بأعيننا

и так далее. Потому, что в самом аяте есть указания, которые говорят, что только Аллах, Свят он и Велик, знает толкование муташабих.

Итак, если существуют муташабихаты, то кто же знает их смысл? Является ли их смысл очевидно явным? Нет! Аллах Всевышний единственный, у кого есть знания о них! Он знает их истинные значения и их истинные смыслы. То же самое  говорится  в его книге «Лум`а аль-И`тикад». Мы подтверждаем слова так, как они есть, а их значение относим к Аллаху, Который знает их истинное значение, Пречист он.

Если кто-то спросит: «Как Бог может говорить с людьми таким образом, что они не могут его понять?» Или: «Как Он может ниспослать такое откровение своему посланнику, что невозможно дать ему толкование?» Это сомнение, говорят те, кто придаёт образ.

Далее говорится: «Допустимо обязать людей верить, при том, что толкование им недоступно, чтобы испытать их повиновение. Так же как Он испытал их через веру в буквы «мука́тта`а», хотя им неизвестны их значения». Пречист Аллах!

Если сифаты были в текстах муташабих, как «истава аля арш», Аллах знает смысл этого и их истинное значение, так же как и знает смысл «Алиф. Лям. Мим». Это одно и тоже, согласно словам шейха Ибн Кудамы аль-Ханбали.

Я читаю слова Ибн Кудамы, не говоря о том, соглашаются ли с его позицией ашариты или нет. Но это его слова. Он также говорит:

«Итак, согласно тому, что мы упомянули, подтверждается, что только Всевышний Аллах знает толкование муташабиха, и из этого следует, что муташабих это то, что связано с сифатами Аллаха Всевышнего». Все ясно! Истинная природа подобных атрибутов неизвестна никому, кроме Аллаха.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, также сказал об осуждении давания толкования в книге «Тахрим ан-назар фи кутуб аль-калам», потому что шейх считает, что тафвида достаточно, и нам не нужно погружаться в эти вопросы. Мы относим знание смыслов и значение Аллаху, мы подтверждаем словесно, и мы уверены в отсутствии здесь очевидного значения.

Шейх говорит: «Мы действительно не нуждаемся в знании смысла, который Аллах Всевышний имеет в виду для своих атрибутов. И не требуется от нас никаких действий в отношении этих атрибутов, и они не связаны не с какими обязанностями, кроме веры в них. А верить в них возможно и без знания их смыслов».  Нет ничего более ясного и убедительного, чем это. В этом выражается то, что он хотел донести о тавфиде. Важно отметить, что имеется в виду тавфид знания, а не тавфид придания материального образа, о чем говорят некоторые. Итак: вера при невежестве действительна.  Хорошо, далее последнее, из его книги «Тахрим ан-назар»:

«А что касается нашей веры в аяты и хадисы об атрибутах – то это вера в непосредственно формулировки, в достоверности которых нет сомнения и о правдивости которых нет колебания, и высказавший их более сведущ об их смысле, так что мы уверовали в них в том смысле, который желал Наш Господь, Свят он и Велик».

Очевидно, что Ибн Кудама придерживался тафвида смыслов.

Шейх Сулейман аль-Аийди
Смотреть видео