Диспут или тюрьма?

Шейх Саид Фуда
Смотреть видео

Я приведу вам один важный исторический пример, несмотря на то, что я уже итак достаточно затянул, потерпите ещё немного. Помните историю, которая произошла с имамом Аль-Иззом ибн Абдуссалямом, да помилует его Аллах с султаном его времени. Последователи хашавитских мазхабов порочили честь имама Аль-Изза ибн АбдуСсаляма перед султаном. Тем самым они добились того, что отношение султана к Аль-Иззу ибн АбдуСсаляму ухудшилось. Султан возненавидел его, хотя до этого весьма симпатизировал ему. Он очень любил Аль-Изза ибн АбдуСсаляма. Они говорили ему: «Он искажает, прибегает к таъвилю (аллегорическому толкованию), он противоречит и т.д. и т.п.» Та же история, она происходила во все времена, Пречист Аллах! Султан возненавидел Аль-Изза ибн АбдуСсаляма. Кого?! Аль-Изза ибн АбдуСсаляма! Муджтахида мутлак! Ведь Аль-Изз ибн АбдуСсалям являлся муджтахидом мутлак. Учёные подтверждали, что он был муджтахидом мутлак. Просто (случилось так, что) его мазхаб совпал с мазхабом Аш-Шафии. Аль-Къаффаль и другие большие учёные говорили: «Я — муджтахид мутлак, просто мои решения совпадают с решениями Аш-Шафии». То есть, я не его последователь (мукаллид). Видите, какими были учёные… Так вот он был одним из них. Султан изменил своё отношение к Аль-Иззу. Он отправил к нему письмо. Краткое содержание письма было следующим: «Где бы ты не получил это письмо, оставайся там и не покидай его без моего разрешения». Имам Аль-Изз ибн АбдуСсалям, который был у себя на поле или дома сказал: «Подчиняюсь велению султана». И он оставался у себя дома. «Хвала Аллаху, который освободил меня от бремени издания фетв и прочего. У меня освободится больше времени, которое я смогу посвятить моему Господу, а также знаниям и обучению. Да благословит тебя Аллах и да воздаст Он тебе благом».Что же ещё остаётся делать? Вот и всё. Однако остальные учёные ахлю сунны не стали молчать. Джамалуддин Аль-Хасири и другие большие учёные, жившие в одной стране с Аль-Иззом ибн АбдуСсалямом… Это было в Египте.Когда они узнали о том, что случилось с имамом Аль-Иззом ибн Абдуссалямом: о наложении запрета, о наказании, о домашнем аресте, они воскликнули: «Велик Аллах! Как можно ограничивать такого имама, такого выдающегося учёного, подобного которому мы не видели из-за сплетней и наговоров этих людей?!». Что же они сделали? Они взяли и отправились на встречу с султаном. Я рассказываю историю вкратце, вы же можете прочесть её в книге Таджуддина Ас-Субки «Табакат Аль-Кубра» и в других книгах. Я уже как-то рассказывал её на одном из уроков. Имам Джамалуддин Аль-Хасири, один из видных учёных-ханафитов, верхом на своём муле вошёл во дворец султана. Султан глубоко уважал, почитал и возвеличивал его. Он, не слезая со своего мула, вошёл внутрь, пока не предстал перед султаном. Он был зол. Велик Аллах! Разве можно запрещать имама Аль-изза ибн АбдуСсаляма?! Велик Аллах! Увидев его, султан тут же поспешил к нему на встречу. Он подошёл и обратился к нему: «О имам, о шейх, чего желаете, вы только скажите». Шейх сказал: «Что это я слышал? Ты поступил с имамом так-то и так?». Султан ответил: «Да, у него неправильное вероубеждение и т.д. и т.п.» и стал говорить всё то, что науськивали ему эти люди. Что сказал имам Джамалуддин Аль-Хасири? «То, что говорит Аль-Изз — это истина. А кто противоречит этому, тот осёл». Кому он это говорит? Султану! Дорогие друзья, от нас не требуется выяснение — кто осёл, а кто нет. Но шейх сказал это от злости. Султан по своей мудрости и справедливости… И мы всегда обращаемся к нравственности, религиозности и человечности в людях: «Как вы можете притеснять человека, всего лишь за то, что он что-то сказал? Как вы можете слушать одного, не выслушав другого?». Он повелел восстановить Аль-Иззу ибн АбдуСсаляму его прежний статус. Он извинился перед ним и стал добиваться его расположения, пока отношения Аль-Изза ибн АбдуСсаляма и султана не наладились. Теперь обратите внимание на другой момент. На позицию Аль-Изза ибн АбдуСсаляма по отношению к своим оппонентам, которые опорочили его честь. Что он сказал султану? Разве сказал он султану, после того как их взаимоотношения снова восстановились: «Сделай с ними то же, что они сделали со мной?». Он сказал султану: «Вам следовало… Я бы попросил, я бы предложил вам, после того как вы услышали всё то, что говорили обо мне, вам следовало послать за мной и за ними, чтобы вы могли в присутствии больших учёных выслушать мои и их аргументы». Всё то, о чём говорится и здесь. А чего требовали от султана эти люди? «Арестуй его, прогони его, сделай с ним то-то и то-то». Большая разница между этими двумя типами склада ума, дорогие братья. Уважаемые друзья, между двумя этими парадигмами (мышления) огромная разница. Учёные ахлю сунны валь джамаа (никогда) не стремились кого-то прогнать, предать опале и т.п. Они бросали вызов безбожникам, требуя от последних участвовать в диспуте против них. А что же говорить об их братьях из числа мусульман? Даже если они противоречили им, обвиняли их в ереси. Мы не будем бойкотировать их, не будем от них отворачиваться, не будем их арестовывать, не будем применять против них силу. Я не говорю это в политических целях, Аллах тому свидетель. Это то, в чём я убеждён. Об этом говорится в книгах учёных, как прежних, так и последующих. Это то, на что указывают их реальные истории. Если вы хотите, чтобы я привёл вам эти случаи, мы можем перечислить многие из них. Но всё это уже хорошо известно. СубханаЛлах, один случай идентичен другому и все они похожи. Всё это реальные примеры. Мы никогда в своей жизни не говорили ни про кого: арестуйте его, прогоните, посадите, запретите. Никогда. Наоборот, я против всего этого. Даже в отношении тех, кто и вовсе противостоит самому Исламу. Мы скажем: «идём ка сюда». И таково решение шариата. Даже в отношении вероотступника. Сперва с ним нужно вести диалог. Нужно вести дискуссию и привести ему доводы. А по мнению имама Абу Ханифы с ним нужно вести дискуссию, и пока с ним ведут дискуссию его не казнят. Видите как?