Диспут со священниками

Шейх Саид Камали
Смотреть видео

Имам Абу Бакр ибн Таийб аль-Бакиляни, его известность достигла многие земли мусульман. Упоминают, что царь Византии уведомил халифа мусульман тех времен, чтобы тот послал к нему ученого из числа мусульманских мыслителей, которому он мог бы задать некоторые вопросы. Халиф спросил у присутствующих, кто из людей способен на это. И один из них сказал: «мы слышали о юноше из Ирака, которого зовут аль-Бакиляни!…»

Это был человек выдающегося ума, серьезный ашаритский мутакаллим, «…отправь его к ним и не бойся!».

Действительно, халиф вызвал его и отправил. Когда имам прибыл к царю Византии, первым делом ему нужно было зайти в царские хоромы, и зная это, царь хотел при первой же встрече пристыдить ученого. Трон царя в царской палате находился напротив двери, через которую должен был зайти имам. Это были огромные врата, посреди которых была маленькое дверце. Царь повелел закрыть большие ворота, и оставить открытой только это дверце. И ты не можешь зайти через него стоя, кроме как пригнувшись. Трон царя стоит напротив этой маленькой двери. То есть если шейх захочет зайти, то должен пригнуть голову. Даже если у него в мыслях – и не было склонить голову перед царем Византии, однако вид со стороны был таков, будто бы при вхождении он склоняется перед царем христиан, находящимся напротив него. Когда шейх прибыл и увидел эту дверь, понял к чему это и вошел спиной вперед. Пригнулся и зашел задом наперед. Когда это увидел византийский царь, то понял, что перед ним очень умный человек. Он спросил его: вы утверждаете, что луна раскололась по велению вашего пророка. Имам ответил утвердительно. «Приблизился Час и раскололась луна», это действительно произошло во времена пророка, так что люди увидели луну, разделенную на две части, повисшие над горизонтом, а между ними гора. Имам ответил «да». Царь продолжил: «Эта луна. Разве между ней и вами есть какие-то родственные узы,– так что это раскалывание луны было видно вам, и не видели его ни иудеи, ни персы. И мы даже не находим упоминания об этом в летописях какой-либо общины, кроме вашей. Есть ли между луной и вами какое-то родство, что раскалывание луны было видно вам и никому больше?!», сказал ему аль-Бакиляни: «Эта еда, которая ниспосылалась Марьям матери Исы, есть между вами родство? Мы так же не находим упоминание об этом случае в летописях греков или индийцев. Если этот случай имел место быть, то ведь он заслуживает того, что бы быть упомянутым в истории. То, как ты ответишь на это, так же мы ответим на твой вопрос о луне. Были некоторые другие вопросы, которые они обсуждали в эти дни. И не нашелся рядом с имамом аль-Бакиляни тогда кто-либо из ученых христиан, кто бы смог состязаться с ним в диспуте. Сказал царь сам себе, что этот имам по силам только главному ученому из числа христиан, его еще называют папой. И он позвал папу, это был знатный день. И все собрались тогда на их диспут, христиане, обычные люди, все они собрались. Затем пришел имам аль-Бакиляни, поприветствовал всех, и ему было сказано, что перед ним самый главный ученый и предводитель христиан. Тогда имам аль-Бакиляни стал проявлять радость, приветствовать папу и проявлять к нему всяческие знаки внимания, ведь это был из предводителей их общины, а затем он начал расспрашивать: «Как ваши дела? Как ваша семья, жена, дети?», люди услышав это, стали разбегаться, как дикие ослы, из-за дерзости данных вопросов, обращенных папе. Придворные спросили тогда имама: «Как ты смеешь говорить папе такие вещи и спрашивать у него о жене и детях?! Ты знаешь, кому ты задаешь такие вопросы? Это главный предводитель христианства, не разрешается приписывать ему это», тогда имам аль-Бакиляни ответил: «Пресвят Аллах! Вы отчищаете от жены и детей этого, и приписываете их наличие у Всевышнего Аллаха?!». Тогда этот папа повернулся  к царю Византии и сказал ему про имама: «Ты видишь этого? Выполни для него то, в чем он нуждается и отправь его обратно из наших земель, иначе он испортит религию всего твоего христианского народа». Таков был имам аль-Бакиляни, имам маликитов!