Достоинство изучения Исламского права. Часть 2

Шейх Сайф аль-Асри

Смотреть видео

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в мире Вечном. Хвала Аллаху Господу миров. Благословение и приветствие нашему господину пророку Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам.

В прошлой статье мы говорили о достоинстве изучения Исламского права (фикх) и его величии. Также говорили что науки делятся на две категории: науки фундаментальные и науки прикладные. Также мы говорили о том, что ученые уделяют большое внимание Исламскому праву и что необходимо изучать эту науку после изучения вероубеждения, потому что Исламское право – это та наука, в которой человек нуждается постоянно – во время торговли, намазе, посте, закате и в остальных делах его жизни. Также говорили что люди в отношении извлечения решений из Корана и Сунны делятся на две категории:

  1. Люди которые восполнили в себе все средства для извлечения решений из Корана и Сунны и это те, которых называют муджтахиды.
  2. Те, кто не восполнили в себе все средства для извлечения решений из Корана и Сунны и это те, которые подпадают под категорию мукаллиды. Это те, кто следуют за учеными и спрашивают их. И мы ранее говорили, что тот, кто не восполнил в себе все средства или часть из них, то он остается быть мукаллидом.

И по этому поводу говорит имам аль-Амидий в книге «аль-Ихкам фи усулиль ахкам»:

простолюдин и тот, кто не пригоден для иджтихада, хоть он и приобрел некоторые знания которые рассматриваются в муджтахиде, обязуется им обоим следовать слову муджтахида и брать от него фетву, это мнение ученых-исследователей (мухаккиков), специалистов в области основ фикха (усуль фикх).

Также говорит имам ас-Сархаси аль-Ханафи:

Тот, кто является мухаддисом и нет у него способности извлекать решения из Корана и Сунны и не знает он пути суждения по аналогии (кияс), не считается его слово в единогласии ученых (иджма). Это тот, кто занимается хадисами, но нет у него знаний в фикхе не в счет его слово в иджме.

Так почему же?! Приводит причину этого имам ас-Сархаси:

«Потому что эта категория людей все равно что простолюдин».

Да он специалист в хадисах, но в отношении вопроса муджтахида он остается простолюдином. Не принимается в счет слово простолюдина, потому что нет у него способностей, в которых он нуждается для выведения решений из Корана и Сунны. И это то, что необходимо запомнить.

Какой же довод тому, что люди делятся на две вышеназванные категории: учёный которого спрашивают и простолюдин который спрашивает или же муджтахид который выносит фетву и простолюдин, который требует фетву?

Мы скажем: На это есть довод с Корана, Сунны и единогласного мнения учёных.

Что касается Корана, то слово Всевышнего:

«Вы спрашивайте обладателей знаний если вы не знаете».

Хоть этот аят был и ниспослан в отношении людей писания, но обобщенная форма обращения позволяет приводить его доводом и именно этот аят приводят большинство ученых толкователей Корана и учёных основ фикха.

Что касается Сунны, то это хадис который передает имам Ахмад и абу Дауд от Джабира, который сказал:

Мы вышли в сафар на одного из тех, кто был с нами упал камень и нанёс ему рану на голове. Затем случилась у него во сне полюция, спросив сподвижников:

есть ли мне снисхождение для таямума?

Они ответили ему:

Нет, ведь ты можешь использовать воду.

Искупавшись скончался этот сподвижник. Когда мы пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) ему рассказали об этом. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Они убили его! Да убьёт вас Аллах. Неужели они не могли спросить когда не знали, ведь поистине лекарство от невежества — вопрос!

Ключевыми словами является эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Неужели они не могли спросить когда не знали»..

Они сподвижники, они брали от пророка (мир ему и благословение Аллаха), слышали от него хадисы, откровение (вахью) и вместе с этим пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит им: «Неужели они не могли спросить!». То есть они не были теми, кто извлекал бы решения из Корана и Сунны или же до них не дошел аят или хадис и это тоже вид неосведомлённости. То есть может не дойти до человека аят или хадис или же он не способен вынести решения из них. Неужели они не могли спросить, так как лекарство от невежества — вопрос.

Что касается единогласного мнения учёных (иджма), то его передает не один, а многие имамы. Из них имам аль-Амиди, он сказал:

Что касается иджмы в этом вопросе, то не переставали все люди с поколения сподвижников, табиинов, до появления тех, кто говорит иначе, испрашивать фетву у муджтахидов и следовали за ними в шариатских решениях. Имамы же спешили ответить на их вопросы без упоминания доводов и не запрещал им это никто. И это стало единогласным мнением учёных — дозволенность следовать простолюдину за абсолютным муджтахидом.

И это единогласное мнение передает имам аль-Амиди, который является имамом в основах фикха. Также передает единогласное мнение учёных на это имам ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали в своей книге «Равдату ан-Назыр» и говорит:

«Что касается таклида в Исламском праве (фикх), то это дозволено единогласным мнением».

Здесь я хотел бы остановиться. Некоторые студенты и те, кто считает себя студентом запрещают брать слова муджтахидов или ученых. И требуют от каждого чтобы он искал довод за котором он следует. Путь которому следуют эти люди — да поможет Аллах им и нам — тот путь, который не был известен с поколения праведных предшественников и тех кто следовал за ними, также во время 4 имамов. Потому что, прежде чем обязывать людей искать довод необходимы способности, благодаря которым они будут понимать тексты. И эти способности это: знание правил, посредством которых он будет понимать доводы, необходимо чтобы он знал превосходно язык доказательства — т.е. арабский язык, так как Коран и Сунна на арабском языке и очевидно он должен знать их чтоб понять цель этих слов. Также необходимо ему знать основы фикха (усуль фикх) и чтоб он собрал все доводы касающиеся какого-либо вопроса и потом выносил решение. Браться же за извлечение решений без данных способностей унижение Корана и Сунны. Потому что мы издеваемся если беремся за то чего мы не знаем. Так поступать конечно же нельзя. Мы должны сохранять священные тексты от наших страстей и от нашего неполноценного понимания. И поэтому тому, кто берется за это дело, необходимо знать инструменты иджтихада, как знание усуля, арабского языка, знать сами шариатские тексты, знать слова предыдущих ученых, дабы не пойти против единогласного мнения учёных (иджма), знать где разногласие, а где единогласное мнение и только так он достигнет своей цели.

Именно поэтому мы находим многих ученых воздержавшихся от иджтихада возвеличивая тех великих имамов муджтахидов и оставили это дело им.

Кто же сравнится с имамом, амиром уверовавших в области хадисов Абдуллахом ибн Мубараком. Говорит он в описании имама абу Ханифы, который является одним из выдающихся имамов, мазхаб которого сохранился и продолжает существовать до наших дней:

Украсил города и их жителей


Имам мусульман — Абу Ханифа; своими правовыми

постановлениями, наследием и глубоким пониманием

религии, словно знамения на страницах Забура,


Нет подобного ему ни на востоке, ни на западе, ни в Куфе!

Да пребудет над ним всегда милость Аллаха! И люди не переставали следовать за имами, доверять им и тому, что они выводили из Корана и Сунны. Мы говорим что то, к чему пришли имамы муджтахиды это предел их знаний и это то, в чем помог им Всевышний Аллах. Не обязательно чтоб это было правильным в соотношении из ста сто. Однако те, кто имеет право на иджтихад, выносят решения к чему склоняется их предположение (занн), вместе с допустимостью возникновения ошибок, так как подвергаются ошибкам все люди, но их иджтихад близок к действительности чем кого-либо другого. И люди доверяют им и следуют по сей день за ними.

Неужели не было больше муджтахидов кроме 4?!

Многие из сподвижников достигли степени иджтихада, также группы из табиинов и группы людей живших в эпоху 4 имамов. Однако не сохранились их мазхабы, а сохранились только эти 4 мазхаба. И поэтому говорят ученые что недопустимо следовать помимо этих 4 мазхабов другим мазхабам. Почему?!

Об этом пишет имам ибн Раджаб аль-Ханбали в книге «Раддун аля ман иттабаа гъайраль мазахибиль-арбаати»:

Если мы допустим делать иджтихад каждому, то это приведет к хаосу, однако мы разрешаем следовать мнению одного из 4 имамов.

То есть не следует открывать дорогу иджтихада для всех. Но почему же нам нельзя следовать например за имамом Авзаи или за Суфьяном ас-Саури или за одним из семи факихов Медины или за другими большими имамами?!

Ибн Раджаб отвечает на это:

Причина того что нельзя следовать другим помимо 4 имамов, отсутствие распространенности и не сохраненности их мазхабов.

Именно это является той самой причиной. Какой же смысл слов «не были распространенными и не сохранились»? Например, если мы будем следовать за словами имама аш-Шафии, то найдем высказывания связанные с водой, видами очищения, видами нечистот, омовением от начала до конца, полным купанием, таямумом, протиранием повязки, намазом, постом, закятом, хаджем. Если мы будем говорить о каждой части в отдельности, например то, что сура аль-фатиха является арканом в намазе, разбор того что связано с чтением суры аль-Фатихи есть в его словах, то что связанно с суннатами намаза также есть. Это полноценный мазхаб. Его ученики заучивали эти вопросы и передавали другим. Затем очищали мазхаб от излишек, приводили для каждого иджтихада имама Шафии доводы. И так поколение за поколением. Мы не говорим об одном человеке, а мы говорим о целой шафиитской школе возникновение которой было около 1300 лет. От 150 года рождения имама аш-Шафии до наших дней. Эта школа полноценная и мазхаб который сохранился. Мы знаем какое было у него мнение в старом мазхабе, а какое в новом, что он приводил в довод и т.д. Тоже самое и в отношении остальных имамов как абу Ханифа, имам Малик и имам Ахмад.

Что касается других мазхабов, то мы находим их слова в разных местах. Например слова имама аль-Авзаи приводит иной раз имам ибн аль-Мунзир или имам ан-Навави в «Маджму`» или же другие имамы, однако это слова которые приводят оттуда, отсюда.. Мы не знаем, возможно не было у этих имамов учеников которые сохранили бы их мазхаб, позаботились о нем и разъясняли бы какое мнение было у него, какое мнение изменил, какое слово его частное или общее и т.д.

И остались вот эти 4 мазхаба, сохраненные, которым следуют ученые. Говорит имам ибн Раджаб:

Мазхабы других имамов не распространились и не сохранились.

И что же из того раз они не были распространенными и не сохранились ?! ибн Раджаб говорит:

Возможно к ним припишут то, что они не говорили — это одно. Или поймут с их слов то, что они не имели ввиду и нет тех, кто будет защищать их мазхаб и кто будет побуждать на исправление тех недостатков, которые допускались в нем. В отличии от этих 4 мазхабов. Поистине есть у них те, кто защищают их и разъясняет, упоминает их доводы, упоминает что имеет частный смысл, а что общий и т.д.

Аллах сохранил эти 4 мазхаба и это те мазхабы, последователей которых мы находим по сей день во всем мире. Например мазхаб ханафитов распространен в Азии, мазхаб маликитов на Западе, как Тунис, Арабские полуострова, Ливия, Мавритания, Судан. Мазхаб шафиитов распространен в Сирии, Йемене и т.д. И также мазхаб ханбалитов. Это те мазхабы, которые сохранились и согласно которым выносятся фетвы, выносятся шариатские решения в исламских городах.

Я Прошу Всевышнего Аллаха чтоб Он помог нам и вам в тех делах, в которых есть Его довольство. И надеюсь от тех братьев, которые прослушивают этот урок, если будет у них вопрос или же что то не ясно, чтоб написали в комментариях под этой статьей. Прошу Всевышнего чтоб помог нам и вам в тех делах, в которых есть Его довольство. Благословение и приветствие нашему господину Мухаммаду ﷺ его семейству и всем сподвижникам.