Имам аш-Шафии — Поборник Сунны (Часть 1)

Смотреть видео

Имам аль-Мутталиби, Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии. Известный имам, основатель мазхаба по фикху, следуя которому совершают богослужение миллионы мусульман в мире.

Родился этот имам в 150-м году по хиджре, а умер в 204-м году, в возрасте 54 лет. Смотря на его превосходство в знаниях, о котором свидетельствует существование  его мазхаба,  его решений  и по сей день, я  выделю для него две встречи.

Родился имам Аш-Шафии в месте под названием Газа Хашима, т.к. Хашим ибн Абду Манаф, дед Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, умер и был похоронен в этом месте. Его отец, Идрис, умер молодым и имам рос сиротой под опекой своей матери. Боясь что он пропадёт, она переехала с ним, когда ему было 2 года, в почтенную Мекку, туда где были его родственники.

Он вырос в почтенной Мекке, в которой оставался почти 20 лет, скитаясь между ней и окрестностями Мекки, где жило поселение племени Хузайль. Он выучил [наизусть] Коран в возрасте 7-и лет. Затем занялся арабским языком и поэзией, находясь среди племени Хузайль 10 лет. Он настолько искусно развился в этой сфере, что [сам] Аль-Асма`и говорил о нём: «Стихи [племени] Хузайль я получил от Аш-Шафии». Также о нём сказал имам, лингвист Ибн Хишам [следующее]:

«Мы много времени проводили с Аш-Шафии, но я никогда не слышал от него ни одной ошибки».

Однажды, когда он декламировал стихи и «Дни арабов» (жанр арабского эпоса о межплеменных войнах), цитируя стихи [арабский поэта] Лябида, его кто-то стукнул сзади. Говорят, что это был муфтий Мекки, а также его учитель Муслим ибн Халид Аз-Зинджи. И между ними произошёл разговор о важности фикха. Аш-Шафии сказал:

«Аллах помог  мне, посредством его слов».

Тогда его старания устремились к фикху, в изучении которого ему помогали разделы арабского языкознания, ведь он охватил знание Корана [наизусть] и безупречное владение арабским языком. Затем он посещал уроки фикха в Мекке в качестве ученика и студента и не прошло много времени, как раскрылся его талант и он опередил [всех своих сверстников]. Тогда его учитель разрешил ему выдавать фетвы и он стал заслуживающим [титула] имама, когда ему ещё не было и двадцати.

Далее он отправился в Лучезарную Медину в возрасте 23-х лет и получил знания по книге «Аль-Муватта» имама Малика, после того как выучил её наизусть в Мекке за 9 дней. [Как говорится] в истории, которая указывает на степень имама Малика, его достоинство, почитание им знаний и на его глубокую проницательность. Он сказал ему: «О Мухаммад, побойся Аллаха, воистину у тебя будет великое будущее». Он находился с ним вплоть до его смерти в 179-м году по хиджре. Через 5 лет его привели в Багдад, по подозрению в лояльности к алавитам, для казни. Но Аллах спас его по Своей милости, благодаря  его красноречию, хладнокровию и убедительным доводам. Тогда в Багдаде он стал обучаться у Мухаммада ибн Хасан Аш-Шайбани, ученика [имама] Абу Ханифы. Благодаря чему он познакомился с методом фикха мазхаба ахль ар-раъй  и изучил его, переняв от него колоссальные знания и оставался в Багдаде около 2-х лет. После того как Аш-Шафии объединил знания обоих мазхабов — мазхаба ахль аль-хадис и мазхаба ахль ар-раъй, он вернулся в Мекку и стал преподавать в мечети Аль-Харам, бок о бок с такими своими учителями, как Суфьян ибн Уяйна. И он Суфьян даже переводил некоторые вопросы и фетвы к нему и говорил: «Спросите у него».

Он оставался в Мекке около 8-ми лет. И это был плодотворный период в преподавании, составлении трудов и создании основы шафиитского мазхаба.