Как появился ширк?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, не превращай мою могилу в идола, которому будут поклоняться!».

Это его, да благословит его Аллах и приветствует, предостережение от того, чтобы его могилу превращали в идола и превращали её в мечеть. Он (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от этого боясь за то, что в этой общине случится многобожие, так как превращение могил в мечети и превращение их в идолов было основой возникновения многобожия у людей.

Потому что люди в прежнем времени, когда у них умирал какой-нибудь праведник, строили на его могиле мечеть и создавали изображение этого праведного человека, и поклонялись Аллаху у его могилы, и у его изображения. Почему? Они создавали его изображение чтобы вспоминать его поклонение, вспоминать его путь и брать назидание от того, что с ним произошло, и поклоняться Аллаху у его могилы.

Затем прошло время, и после этих людей пришли поздние поколения. Они увидели то, что делали их отцы, их поклонение у этих изображений, этих идолов и этих могил. Они не знали, с какой целью их отцы поклонялись там. Шайтан украсил им их дела и внушил им, что ваши отцы поклонялись этим могилам, этим идолам и изображениям, и они стали поклоняться им. Это было основой возникновения многобожия у людей.

Так как их отец Адам, мир ему, не был многобожником. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от этого несмотря на то, что он не будет призван к ответу за это. Как вы думаете, если бы могила пророка (мир ему и благословение Аллаха) была превращена в идола, навредило бы это ему? Нет, [ему] не было бы никакого вреда, ни в коем случае. [Люди] стали поклоняться Исе, мир ему, помимо Аллаха, и это никак не навредит Исе, мир ему.

Наш Господь, пресвят Он, сказал: И спросит Аллах  «О Иса, сын Марьям! Это ты сказал людям: “Поклоняйтесь мне и моей матери, как двум богам, наряду с Аллахом?”         Он ответит: «Пресвят Ты ! Я не мог сказать то, на что не имею права! Если бы я сказал такое, Ты бы знал об этом. Ведь ты знаешь все, что у меня на душе, а я не знаю того, что в Твоей Сущности. Поистине, Ты — Знающий тайное. Я говорил только то, что Ты приказал мне говорить: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был их свидетелем и наблюдателем, пока находился среди них. И с тех пор, как Ты вознес меня, я перестал наблюдать за их делами, но Ты наблюдаешь за ними . Поистине, Ты — всему Свидетель.

Они стали поклоняться ему, но это никак не повредило ему. И также пророк (мир ему и благословение Аллаха), если бы его могила была превращена в идола, то это бы не навредило ему. Однако это предостережение от пророка (мир ему и благословение Аллаха), в нём содержится великое проявление одного качества, из качеств посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а именно того, что он является милостью для миров. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (Сура Аль-Анбийа, 107).

Так как он не пожелал, мир ему и благословение Аллаха, чтобы в его общине возникло заблуждение по причине одного из дел, связанных с ним. Если бы его могиле стали поклоняться, если бы его могила была превращена в идола, которому поклоняются, это бы произошло по причине той вещи, которое возвращается к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), т.е. его могилы. Поклоняющийся могиле — могиле посланника Аллаха — в великом заблуждении. Он заблуждается по причине той вещи, которая возвращается к пророку (мир ему и благословение Аллаха), а это его могила.

Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не пожелал, чтобы это случилось по причине той вещи, которая относится к нему и предостерёг от того, чтобы его могилу превращали в идола. Если посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от того, чтобы его могилу превращали в идола, то это — тем более, — является предостережением от того, чтобы превращали в идолов могилы других людей. Поэтому посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) искал для своей общины безопасность и благополучие от того, чтобы они впали в то же самое, во что впали иудеи и христиане, которые стали поклоняться идолам после того, как они встали на прямой путь. Они встали на прямой путь, но после чего впали в то, что было запрещено и от чего было предостережение.

Из-за этого Малик, да помилует его Аллах, считал нежелательным искать местонахождение того дерева, под котором была дана присяга пророку (мир ему и благословение Аллаха). «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом». Это дерево знали те, кто давал присягу. И его также знали те, кто не давал присягу, но им сказали: «Здесь мы давали присягу пророку (мир ему и благословение Аллаха)!».

Затем, когда люди были во времена Умара, и Умар, да будет доволен им Аллах увидел, как люди чествуют это дерево, он отрубил его. Но когда он его отрубил, место, где находилось это дерево было известно тем, кто о нём знал. Однако это место стало неизвестным для тех, кто пришёл после них, и они стали искать его, и Малик посчитал нежелательным это.

Он посчитал нежелательным для людей искать место, где находилось это дерево, и отыскивать его, почему? Боясь того, что оно будет превращено в идола, которому поклоняются. Пришло весьма множество хадисов в предостережении от превращения могил в идолов и от строения мечетей над ними, из которых этот хадис, который пришёл в книге «Аль-Муватта»: «Не превращайте мою могилу в идола, которому поклоняются! Силён гнев Аллаха на людей, которые превратили могилы своих пророков в мечети!».

Из этих хадисов также то, что передали Аль-Бухари и Муслим от А’ишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да проклянёт Аллах иудеев и христиан! Они превратили могилы своих пророков в мечети». А’иша, да будет доволен ею Аллах сказала: «Если бы не это, то его бы захоронили в открытой местности, но было опасение, что его могилу превратят в мечеть».

Также из этих хадисов то, что передали Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да проклянёт Аллах иудеев и христиан! Они превратили могилы своих пророков в мечети».

И из этих хадисов то, что передали Аль-Бухари и Муслим от А’ишы и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что они сказали: «Когда смерть приблизилась к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он стал накидывать на лицо покрывало (мир ему и благословение Аллаха), а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал находясь в этом положении:

«Да проклянёт Аллах иудеев и христиан! Они превратили могилы своих пророков в мечети» − предостерегая от повторения того, что делали эти люди.

Из этого также то, что передали Аль-Бухари и Муслим от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что она рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и которая именовалась церковью Марии. И когда она упомянула ему (мир ему и благословение Аллаха) о том, что видела там изображения, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это люди, которые, когда умирает праведный раб, или: праведный человек из их числа, возводят над его могилой храм и расписывают его подобными изображениями. Такие люди являются наихудшими людьми перед Аллахом!».

Из этих хадисов также то, что передал Муслим, От Джундаба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал за пять дней до своей смерти: Я пречист пред Аллахом в том, чтобы брать кого-либо из вас халилем. Аллах сделал меня Своим халилем, так же, как Он сделал Своим халилем Ибрахима. Если же бы мне пришлось выбрать халиля из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в места поклонения. Но вы не превращайте могилы в места поклонения, ибо я запрещаю вам это».

Из этого также то, что передал Ибн Хиббан, Ибн Хузейма и другие от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, худшими людьми являются те, кого конец света настигнет живыми, а также те, кто превращает могилы в мечети».

Из-за этих смыслов, из-за этих хадисов и схожих по смыслу с ними, мусульмане проявили особое усердие для перекрытия средств, ведущих к запретному, в том, что касается могилы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Вы знаете, что дома пророка (мир ему и благословение Аллаха), дома его жён окружали мечеть, между ними и мечетью не было ничего, кроме стены мечети. Когда количество людей в Медине увеличилось, и мечеть стала тесной для них, они стали нуждаться в её расширении. И когда они расширили мечеть, в неё вошли дома жён пророка (мир ему и благословение Аллаха), из которых был дом А’ишы, да будет доволен ею Аллах, в котором находится могила пророка (мир ему и благословение Аллаха) и могилы двух его сподвижников, и могилы оказались в мечети.

Мусульмане, с целью перекрытия путей, ведущих к запретному и отдаления от того, от чего предостерег посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) построили стены над этими могилами. Они построили две стены, но построили их с отклонением, вот так. Таким образом, что две стены встречаются в конце, и будто бы строение напоминает треугольник.

Они построили их таким образом, что если кто-либо пожелает обратиться лицом в сторону могил, то он никак не сможет при этом обратиться лицом в сторону кыблы. А кто пожелает обратиться лицом в сторону кыблы, тот никак не сможет при этом обратиться лицом в сторону могил. Они поставили стены, возвысили их и перекрыли входы к ним, чтобы могилы не были видны в мечети, и не произошло то, от чего предостерегал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Затем мусульмане побоялись того, что люди превратят могилы в сторону своего обращения в молитве, так как эти могилы располагаются в передней части мечети, и мусульмане совершают молитву за ними, и таким образом они находятся в стороне их кыблы.

Поэтому они построили это строение с отклонением. Но, конечно, после этого произошли изменения в период правления мамлюков, а затем произошли другие изменения во времена правления Османской империи. И сейчас, и это то, что имеется по сей день, могилы находятся в четырёхугольном строении, окружённом высокими стенами, над которыми установлен зелёный купол, который виднеется тому, кто смотрит на крышу мечети, а вокруг стен есть то, что скрывает их.

Тот, кто сейчас совершает там молитву, даже если перед ним и находятся могилы, он не совершает молитву к ним, из-за того, что есть эти стены и то, что скрывает их.

Шейх Саид аль-Камали
Смотреть видео