От мрака невежества к свету знаний

Амджад Рашид
Смотреть видео

Ангел Джибриль (мир ему) спускался на землю, и обучал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Корану, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал его, как сказано в другой версии хадиса в сборнике имама Бухари,  повторял Коран Джибрилю. Так происходил урок, так осуществлялась передача знания, которое внушалось пророку (мир ему и благословение Аллаха), и так происходило каждый год. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторял ниспосланное ему откровение, находясь напротив учителя, который спускался с неба, по повелению Аллаха. И это был ангел Джибриль, ангел, доверенный доводить откровения. Он задает вопрос, тот отвечает, читает ему и повторяет. Эта методология, посредством которой происходила передача знания от учителя к ученику, сидя друг напротив друга, это и есть способ изучения  шариатских наук. Если мы отклонимся от этой методологии, то мы потерпим неудачу в изучении знаний. В чем же заключается недостаток неправильной методологии? К сожалению, в наше время сильно распространилось получение знаний через неизвестные сайты, через различные источники информации, которые недостоверны в плане шариатского знания, через интернет, бывает и через журналы, газеты, которые раздают, будь то в мечети или на улице. Не известно, кто составил эти книги, журналы, кто работает на этих сайтах, кто размещает там информацию. Не одобрено советом по фетвам или советом ученых, или другими известными признанными научными руководствами, которые действуют в этой стране. Бывают такие источники, которые размещают у себя информацию, некоторые с подробностями, некоторые обобщенно, это читает и простой народ, невежественные люди, не имеющие знания в шариате, получают эту информацию поверхностно. И что происходит в итоге: начинают обвинять других мусульман в неверии, в заблуждении, дозволяют их убийство, отнятие их имущества, посягают на их права. Это все – по причине этой размещённой информации, что распространяется в подобных источниках. Администраторы этих сайтов думают, что этими вложениями они облегчают получение знаний простым людям, но это несет в себе огромный вред.

Ведущий:  И здесь будет уместным сказать, что когда дело касается здоровья, когда дело касается его здоровья, то в этом человек принимает больше мер предосторожности, больше осторожности в принятии каких-то информаций по медицине, чем в делах религии.

Шейх:  Верно!

Ведущий: Хотя, посредством знания шариата человек совершенствуется, и приводит в порядок  дела этого мира и следующего.

Шейх:  Конечно!

Ведущий:  Когда же дело касается болезней, медицинских вопросов, какого-то улучшения этого мира, то он проявляет предосторожность, он пытается докопаться до истины, проверяет достоверность, надежность этих статей, и авторов. Но, когда речь идет о религии, о намазе, о шариатских вопросах, ему хватает то, что написано на листочках, на каких-то сайтах, форумах, социальных сетях, он всему верит и все принимает, не задумываясь о достоверности, надежности. Это говорит о духовном упадке, моральной неустойчивости людей.

Шейх: И из этого хадиса вытекают 2 основы, за которые я держусь, — это: Первая – это то, о чем я говорил: брать знания прямо непосредственно от шейха, посредством этого студент сохранится от ошибок, от следования за ошибками и от нахождения в заблуждении. Учителя брали знания у своих учителей, и обучились правильно воплощать в жизнь знания. У этих учителей есть умение воплощать в жизнь знания, есть опыт, как наставить ученика правильному пониманию в том или ином вопросе, где достоверно, а где нет. И вторая основа – учитель облегчает ученику обучение, а не так, чтоб он 10 – 15 лет читает какую-то информацию, и в итоге не получает толком ничего, потому что он прыгал с одного на другое, все обо всем хотел знать. А учитель настроен на то, чтоб дать ученику много полезного за короткое время. Так же в этом пути заключается следование пути праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Имам хафиз, факих, Абдулла ибн Вахб, ученик имама Малика (да смилуется над ним Аллах), он был одним из тех, кто заучивал хадисы, и был хорошо знающим фикх, он был отшельником, благородным, набожным в вероисповедании, и он говорит: Если бы не Малик ибн Анас и Лейс ибн Саад, то я сбился бы с истины. Я слушал хадисы, заучивал и передавал их, и думал, что каждый хадис практикуется. И когда я начал получать знания от Малика, он говорил мне: Этот хадис возьми, практикуй, а этот хадис оставь. То, что передано из пророческой сунны, — есть то, что достоверно, и есть то, что не достоверно. И то, что достоверно из сунны – это хадисы, которые служат толкованием и разъяснением аятов Корана, разъяснением общих смыслов. Так же из хадисов есть отменяющие собой другие хадисы, есть отмененные, и их уже не практикуют, и т.д. Такие моменты не знает никто, кроме как специализированные в этой области ученые. А тот, кто берет Сахих Бухари или Муслима, читает хадисы и сам выносит из них решения согласно своему умозаключению, согласно своему пониманию с неполными знанием арабского языка, согласно своей неполной осведомленностью в науке, незнанием признанных доводов шариата, правил в науке выведения решений, такой конечно собьется и совершит много ошибок.

Я приведу вам пример, который касается этой темы. Я общался с одним парнем, он учится на инженера,  он полагал, что хорошо осведомлен в шариатских науках, что он имеет хорошие знания. И мы обсуждали с ним некоторые серьезные вопросы, в которых он выносил свои умозаключения, и высказывал свое мнение. И как-то мы заговорили о запрете спиртного, и о запрете распространения опьяняющих напитков среди мусульман и тд. И я решил преподать ему урок. Я сказал ему: можешь ли ты прочитать мне один момент, ведь ты говоришь, что спиртное запретно. А то, что спиртное – запретно, это однозначно известный факт в нашей религии, без сомнений. Я хотел знать, что он скажет на это. И вот, я ему говорю: Сможешь прочитать мне достоверный один хадис по этой теме, о чем мы сейчас говорим. Ответь мне по поводу этого хадиса, и я открыл ему в ноутбуке через библиотеку «Шамеля» один достоверный хадис, и отключил огласовки с хадиса. Я ему говорю: Прочитай этот хадис. И он прочитал хадис, а там было написано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), будучи в и`тикафе в мечети, сказал Айше: Подай мне хамр (خمر) (вино)». Вот так прочитал этот парень слово хамр, с фатхой на букве «ха», а это вино. И он пришел в изумление, удивился, поразился, как это так, в достоверном хадисе говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил подать ему хамр (вино), притом находясь в мечети, и просит у Айши подать вино в мечеть, неужели вино было в доме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Я спросил: и что ты об этом скажешь? Он начал говорить мне все, что угодно, разные свои мысли и догадки, что заставило долго смеяться над ним.  Он считал некоторых ученых и шейхов, придворными учёными, других – что они учились лишь в таких-то университетах, или же называл слепыми последователями. И что они не заботятся, не беспокоятся о положении уммы, а сам он – бедолага – возомнил себя ученым, которому внушили правильное понимание  в подобных вопросах. Я говорю: Ну, скажи, что ты думаешь об этом хадисе. Я привел ему хадис по данной теме, а он его неправильно прочитал. И, в конце концов, он сказал мне: Скажи мне, шейх, что это значит. Единственное, что я сделал тогда, – это просто поставил огласовки, поставил замму (огласовку «у») на слове «хамра», и получилось «хумра». И сказал ему: читай. Он прочитал: «О, Айша, подай мне хумру». Эта одна огласовка стала разницей между двумя словами «хамра» и «хумра», которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные смыслы. Из-за незнания этой огласовки он не имел никакого понимания и прочитал неправильно, и этой мерзкой ошибки он приписал посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то, что Аллах запретил всем простым мусульманам, не говоря уже о пророках и посланниках. И даже после поставки правильной огласовки он не понял смысл этого слова в арабском языке. Мы объяснили ему, что «Хумра» – это одеяние, которое одевается при молитве или же молятся на ней. Про это и сказал посланник Аллаха, когда попросил Айшу: Передай мне хумру.