Послание к молодёжи

Шейх Мухаммад Аввама
Смотреть видео

О юноши, мы все учились в государственных школах в наших странах и знаем, как говорят: «Молодежь – наше будущее, молодежь – будущее нашей нации». А вы – будущее исламской общины. Помните об Аллахе, когда выбираете, на что тратить время. Ищите довольство Аллаха в вашем усердии, познавайте Аллаха тем, что он даровал вам: силе, здоровье. Используйте всё это на пути служения этой религии. Всевышний Аллах обрадовал нас в Своей Благородной Книге: «Он даровал вам все, о чем вы просили». О мой брат, о постигающий науку, когда бы ты ни обращался к Аллаху искренне, чтобы Он даровал тебе знание, Всевышний Аллах дает тебе, более того, Он дает тебе больше того, что ты просишь. Аллах, Величественен Он и Велик, Щедрый. Он даровал вам все то, что вы просили, как языком состояния, так и словами. Подчините же себе эту устремленность, эти божественные дары, для служения этой религии.

В середине седьмого века, незадолго до падения Багдада, один из крупных ученых маликитов, известный тем, что его род относится к имаму Шаримсахи, прибыл в Багдад. Весть об этом дошла до правителя, и тот приказал всем ученым Багдада выйти встретить его. Они вышли, а когда вернулись обратно в город, собрались и обратились к нему с вопросами. В числе прочих ему задали такой вопрос: «О наш господин, что вы скажете о продажах в рассрочку?» Они спросили его, что он думает об этом. Если мы все поразмышляем над этим, то все равно, сколько бы мы не обсуждали этот вопрос, сможем найти максимум решений пятнадцать. Он сказал им: «Есть восемьдесят тысяч способов решения этого вопроса». Это число пишут прописью в книге, а не числами, чтобы не возникла путаница в цифрах, чтобы восемьдесят тысяч из-за описки не превратились в восемь тысяч или восемьсот. Нет, нет, нет! Восемьдесят тысяч способов решения! Его попросили рассказать их. И он начал перечислять эти способы: первый, второй, третий и так далее, – пока не дошел до двухсот. Тогда ученики сказали: «Хватит, да воздаст Аллах вам благом». Знания об этих способах он забрал с собой в могилу.

Все мы знаем, насколько убежден был имам Суюты (да смилуется над ним Аллах) в высокой степени и знаниях своего шейха Мухиддина аль-Кафияджи и как сильно он хвалил его. Он был учителем всего мира, имамом в науке о рациональных доводах. Имам Суюты (пусть Аллах помилует их всех) пришел к своему шейху аль-Кафияджи, и шейх сказал ему: «Что ты знаешь о разборе словосочетания «Зайд стоит»?» И его ученик – Джалалюддин Суюты (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Ты меня спрашиваешь как ребенка, просишь разобрать предложение «Зайд стоит»!» И шейх сказал ему: «Я знаю сто тринадцать способов разобрать это предложение». И добавил: «Я не встану с этого места, пока не назову их». И он принес записи и продиктовал их. Эту историю имам Суюты рассказал в «Бугъяту ваат» в том разделе, где он пишет биографию аль-Кафияджи. О самих способах он там не рассказывает, но они перечислены в книге «Аль-Ашбах ван-назаир ан-нахвийя». Он назвал их в этой книге и возвел к своему шейху аль-Кафияджи, но всю историю там не рассказывает. Но благодаря этим двум книгам мы понимаем, что там произошло и кто от кого передает.