Рай для глупых?

Шейх Сайф аль-Асри
Смотреть видео

Второй вопрос это вопрос от нашего любимого брата и дорогого друга Ахмада Умарова. Он спрашивает. В хадисе говорится, что большинство обитателей Рая это глупцы. Большинство обитателей Рая глупцы. Достоверен ли этот хадис? И если предположить, что он достоверен, то как его понимать? И не противоречит ли это тому, что Всевышний Аллах приготовил Рай для обладателей разума? И как объединить, что большинство обитателей Рая это глупцы и что Рай при этом уготовлен для обладателей разума?

Прежде всего я начну с самого хадиса. Его привели имам аль-Баззар в своем Муснаде и имам аль-Байхакы в «Шуаб аль-иман», да смилуется над ними Аллах, в передачах от Анаса и Джабира.

Это слабый, и не достоверный хадис. Но. Является ли его смысл неверным? Я видел некоторых шейхов, которые говорили о нем. Они с самого начала не стали себя утруждать и сказали, что это слабый хадис и нет нужды его как-то толковать. Но почему бы не упомянуть его толкование? Как я уже сказал этот хадис приводит имам аль-Байхакы в Шуаб аль-иман. И, упоминая некоторых  его передатчиков, а также больших ученых, как имам аль-Аузаи, он упоминает толкование этого хадиса. Что под глупыми людьми здесь имеются ввиду беспечные к этому миру, к различным хитростям и уловкам, ко вражде с людьми, не гонящиеся за мирскими вопросами.

То есть с этой стороны они являются глупцами. Однако они являются разумными со стороны ахирата, они стремятся к довольству Аллаха, заняты своими личными делами и не лезут в чужие. То есть не пытаются их как-то обмануть или обхитрить. Они глупы с этой стороны, как сказали имам аль-Аузаи и группа ученых мухаддисов и толкователей хадисов. Этот же смысл имел ввиду и имам аль-Газали в своей книге Ихья, когда привел этот хадис несколько раз. И, возможно, этот же смысл имеется ввиду и в хадисе, который привел имам Муслим в своем Сахихе,  что Рай обратился ко Всевышнему Аллаху сказав «В меня войдут только слабые и немощные люди». Есть три версии относительно слова «аджазатихим» [немощные]. Одна из них это «В меня войдут только слабые и невнимательные люди». Невнимательные, что близко по смыслу к глупцам. То есть невнимательные к хитростям, подлостям и погружению в мирскую жизнь и тому подобному. Как видим этот смысл [то есть «глупцы»] не является неверным, ибо в его пользу свидетельствует хадис из сахиха Муслима. И в целом, как я уже говорил, люди бывают разными.

Среди них бывают понятливые во всех областях. Есть такие, кто разбирается в мирских делах, но глуп в вопросах религии. Он умен в вопросах этого мира — знает куда вложить динары и дирхамы, знает как можно обмануть и схитрить, но является беспечным к загробной жизни. Как сказал об этом Всевышний Аллах: «Они знают [только] явное из земной жизни [мирские дела], а к Вечной жизни они беспечны.». Есть среди людей и такие, кто беспечен во всех делах — и в мирских? и в религиозных. Итак среди людей бывают разумные и в мирских и в религиозных делах. Бывают разумные в мирских и беспечные в религиозных. Бывают разумные в религиозных и беспечные в мирских, и четвертая группа это противоположные [упомянутым]. Вот, что касается вопроса, который задал дорогой брат шейх Ахмад.