Ухищрение салафитов

Шейх Хамза аль-Бакри
Смотреть видео

Упомянутые автором слова очень важны, потому что, например, в наше время “салафиты” говорят: «Мы отрицаем наличие подобия  между йад Аллаха и человеческой рукой». Мы говорим: «Хорошо. Прекрасно, что вы отрицаете подобие». Но затем, попытавшись понять их слова лучше, мы осознаем, что они отрицают его лишь в узком смысле, то есть  сходство в вещах, присущими вытекающими последствиями, и в итоге остаётся схожесть в сущностях. Именно это является проблемой, и это — то, что автор назвал схожесть (“мумасаля”).

Их слова: «Йад Аллаха не такой, как наши руки», —  на первый взгляд, замечательны, и, действительно, некоторые праведные предшественники использовали такую формулировку, однако они имели в виду: «Йад Аллаха не подобен нашим рукам в своей сущности», — отрицая тем самым схожесть («мумасаля»).

Затем, когда современные салафиты пришли и сказали то же самое, мы попросили их: «Объясните нам эти слова», — они начали говорить: «К примеру, рука человека не подобна руке животного, ручкам двери или портфеля», — и так далее. Изучив упомянутые ими примеры, мы видим, что все они — части каких-то тел («джисм»), а разница только в образах («кайфият»).

Рука человека не похожа на дверную ручку внешне, по форме и образу, но они одинаковы в своей сущности — и то, и другое являются частью какого-то целого: дверная ручка — это часть двери; а рука человека — это часть человеческого тела; каждая из них состоит из определенных частей и, с точки зрения разума, может быть разделена.

Таким образом, автор очень точен в своих словах, и на них строятся многочисленные спорные вопросы. Он акцентирует внимание на том, что если ты будешь отрицать подобие между двумя вещами с самых разных сторон и углов, но оставишь хотя бы одну схожесть, приравнивающую сущность одной вещи другой, то это уже является утверждением схожести (“мумасаля”)».