Вероубеждение (акыда) имама ибн Касира

Приветствую вас в очередной еженедельной встрече и сегодня наш разговор пойдёт об убеждениях имама, хафиза Ибн Касира, да помилует его Аллах, автора известного тафсира Корана. Этот имам не нуждается в представлении. Его перу принадлежат множество книг. Такие как, его знаменитый тафсир, тафсир священного Корана. Книга «Аль-Бидая ва Ннихая» по истории. Книга «Табакъатуш-Шафи`ийин», повествующая биографии видных шафиитских имамов и учёных-богословов. А также книги по истории пророков, книги  о жизнеописании Пророка Мухаммада  (мир ему и благословение Аллаха) и другие книги в различных сферах и областях. Этот имам, хадисовед, толкователь Корана, был приверженцем шафиитского мазхаба и ашаритской акыды. Это [как раз] то, о чём мы поговорим в нашей [сегодняшней] встрече. Так как этот вопрос звучит, также, как и название самой лекции: «Аль-Хафиз Ибн Касир и его акыда, с его же слов», то нам необходимо озвучить здесь некоторые его высказывания, для того, чтобы иметь ясное представление и доводы тому, о чём мы говорим. Начнём с цитаты, которая, конечно, не из его книги. Эту историю о нём поведал один из величайших исламских учёных, имам аль-хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Ад-Дурар Аль-Камина фи а`йян аль-миассамина», на 65-й странице 1-го тома. Здесь он упоминает биографию Ибрахима ибн Мухаммада ибн Къаййима Аль-Джаузии. Вы знаете Ибн Аль-Къайима? Ученика Ибн Таймии? Так вот Ибрахим его сын. Сын Ибн Аль-Къайима. Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни рассказывает о нём в книге «Ад-дурар Аль-Камина» и говорит: «Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Бакр ибн Айюб ибн Аль-Къаййим Аль-Джаузия родился в таком-то году…». Далее он пишет: «Однажды произошёл примечательный случай между ним и Имадуддином, Ибн Касиром…». Имадуддин — [прозвище] Ибн Касира, того самого известного хафиза Ибн Касира. «Произошёл спор насчёт обучения людей. Ибн Касир сказал ему: «Ты недолюбливаешь меня, потому что я ашарит»». Итак, между Ибн Касиром и сыном Ибн Аль-Кайима возник спор, тяжба насчёт преподавания. [Некий] научный диспут. И обычно в таких случаях нет места для шуток. Некоторые говорят, что он сказал это шутя, что он шутил с сыном Ибн Аль-Кайима. Однако, как это ясно из контекста, тут совсем не до шуток и игр. Ведь они спорят, они конфликтуют. И он сказал ему: «Ты ненавидишь меня, потому что я ашарит». На что ему ответил Ибрахим ибн Мухаммад Ибн Аль-Кайим Аль-Джаузия, он сказал Ибн Касиру: «Даже если бы ты с головы до ног был бы покрыт волосами…». Он же сказал, что является ашаритом. На это он ответил: «Если бы ты был полностью, с головы до ног покрыт волосами, то и тогда люди не поверили бы твоим словам, что ты ашарит, в то время как твой учитель Ибн Таймия». Имея ввиду, как люди могут тебе поверить, что ты ашарит, когда твой учитель Ибн Таймия? Это невообразимо. Однако, на самом деле это не так как сказал Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аль-Кайим Аль-Джаузия, дело обстоит не так. Нет проблемы в том, чтобы кто-то обучался у Ибн Таймии в определённый период своей жизни и был согласен с ним в некоторых вопросах, но в иных вопросах имел другое мнение. Это не является чем-то удивительным.Вы так не считаете? Или у вас на этот счёт иное мнение? Например, хафиз Аз-Захаби обучался у Ибн Таймийи, но он сам говорил: «Я не согласен с ним как в основополагающих вопросах (усуль), так и во второстепенных (фуру`)». «Я не согласен с Ибн Таймией как в основополагающих вопросах, так и во второстепенных». Значит в этом нет проблемы. Имам, Аль-Хафиз Ибн Раджаб Аль-Ханбали придерживался слов Ибн Таймии, затем, спустя время он изменил своё мнение в некоторых вопросах и вынес фетвы отличающиеся от таковых у Ибн Таймии и тогда «таймииты» отвернулись от него. Об этом тоже пишет Хафиз Ибн Хаджар в книге «Ад-дурар аль-камина», то что «таймииты» отвернулись от него, т.е. что между ним и ими возникла вражда и антипатия. Быть его учеником, обучаться у него или соглашаться с его мнением в некоторых вопросах не означает, что человек поддерживает его во всём. Таким образом, из тех, кто противоречил был Аз-Захаби, как мы сказали. Аз-Захаби, мы сказали, противоречил ему как в основополагающих вопросах, так и во второстепенных. И Ибн Раджаб также противоречил ему и из-за этого от него отвернулись «таймииты». Именно так, слово «таймииты» использовал Ибн Хаджар, это не я придумал. Такое же положение у Хафиза Ибн Касира.  Из того, что указывает на достоверность этих слов, которые сказал Ибн Касир, что он является ашаритом, является множество сообщений из его книг и мы приведём несколько из них. Ибн Касир, да помилует его Аллах, говорит в своём тафсире, на 426-й странице 3-го тома следующее: «А что касается слов Всевышнего: «…а затем истава над Троном»,  то у людей очень много комментариев насчёт этого аята и это не место для подробного изложения их всех, Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных предшественников: Малика, Аль-Авзаи, Ас-Саври, Аль-Ляйса ибн Са`да, Аш-Шафии, Ахмада ибн Ханбаля, Исхака ибн Рахавейха и других имамов мусульман, как прежних, так и последующих». Итак, какого же пути придерживались эти имамы? Ибн Касир продолжает: «Это прохождение этих аятов как они пришли». То есть не пытаться их толковать, интерпретировать, искажать, игнорировать. «Это прохождение этих аятов как они пришли. Без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». И имамы правы в своих высказываниях, среди которых и Ну`айм ибн Хаммад Аль-Хуза`и, учитель Аль-Бухари, который сказал: «Тот, кто уподобит Аллаха своим творениям, станет неверным. кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие». Обратите внимание, что имам Ибн Касир здесь привёл слова Ну`айма ибн Хаммада. А Ну`айм ибн Хаммад использовал слово Шаббаха (شَبَّهَ — уподоблять чему-либо) и не использовал Массаля (مَثَّلّ — уподоблять, что чему). Он не сказал: «Ман массаля Ллах (مَنْ مَثَّلَ الله)». Потому что некоторые занимаются демагогией в этом вопросе и говорят: «Нет запрета на Ат-Ташбих(التشبيه)», запрещённым является Ат-Тамсиль(التمثيل). [Но ведь] Ат-Ташбих(التشبيه) и Ат-Тамсиль(التمثيل) — это одно и то же. И если ты откроешь [толковые] арабские словари, ты увидишь, что значение слова Аль-Мисль это Аш-Шабих. Открой на букве «шин», шин, ба и ха, слово Аш-Шабах, тебе  будет сказано Аш-Шабах означает Аль-Мисль. Аль-Мисль это Аш-Шабах, Аш-Шабах» это Аль-Мисль. И хоть между ними и есть тонкое различие в некоторых выражениях имамов, однако, основное значение идентично. Поэтому мы находим, что иногда имамы отрицают Ат-Ташбих(التشبيه)(уподобление), а иногда отрицают Ат-Тамсиль(التمثيل)(уподобление). Далее. Он сказал: «Кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь». Аль-Хафиз Ибн Касир также говорит… Все эти цитаты, которые мы сейчас приводим, освещают картину под определённым углом. Для того, чтобы в итоге у вас сложилось абсолютно полное и ясное представление о картине. Без изъянов и недостатков. Итак, что мы имеем. Первая цитата, которую мы привели от Аль-Хафиза Ибн Хаджара из книги «Ад-Дурар Аль-Камина», из биографии Ибрахима ибн Мухаммада ибн Аль-Кайима Аль-Джаузия, что Аль-Хафиз Ибн Касир сказал сыну Ибн Аль-Кайима Аль-Джаузии: «Ты не любишь меня, потому что я ашарит». Здесь, в этом месте, в первой цитате самого имама Ибн Касира он разъясняет, что подтверждение слов Аллаха не является ташбихом. Как это может быть? Разве Аллах сам уподобляет себя творениям? Ат-Ташбих возникает вследствие придания этому известного смысла, как при обычном разговоре о человеке. Хорошо. Теперь третья цитата из [книги] «Табакъат Аш-Шафи`ийин», авторства Ибн Касира. Страница 210, из биографии имама Абуль Хасана Аль-Ашари. Ибн Касир говорит, я скажу: «Упомянули три этапа шейха Абуль Хасана Аль-Ашари, да помилует его Аллах. Первый из них — этап му`тазилизма.От которого он несомненно отказался». Обратите внимание здесь на его слова. Во-первых, он сказал… Дорогие братья, важна внимательность к выражениям. Смотрите, он сказал, «я скажу…» Кто это говорит? Ибн Касир. «Я скажу: «Отмечают три этапа шейха…». «Упомянули». А кто они? Он не назвал имён. Он не ссылается на слова кого-либо известного, кто был современником Абуль Хасана Аль-Ашари или слышал кто это бы слышал от его учеников. Просто сказал: «Упомянули», обобщённо, [без источника]. Ещё он сказал: «Первый этап — этап мутазилизма, от которого он несомненно отказался». Значит это точно, «несомненно». Прекрасно. Что мы понимаем под словом «несомненно»? То, что этап идущий следом, второй этап, который выдают за переходный этап между мутазилизмом и суннизмом, что в нём [как минимум] нет однозначности. «Второй этап — подтверждение семи рациональных атрибутов. И это: жизнь, знание, могущество, воля, всеслышание, всевидение и речь. А также тавиль (аллегорическое толкование) джабария… И та`виль (аллегорическое толкование) остальных атрибутов». Тут допущена опечатка в книге. «И та`виль  остальных атрибутов, таких как аль-ваджх, аль-йадайн, аль-къадам, ас-сакъ и т.д. И третий этап — подтверждение всех этих атрибутов без придания какой-либо формы и без уподобления чему-либо, следуя пути предшественников и такова его методология в [книге] «Аль-Ибана». И такова его методология в [книге] «Аль-Ибана», которую он написал  в последние годы жизни, которую разъяснил Аль-Къади Аль-Бакъиляни». То есть он составил толкование к его книге. «И это передал Абуль Къасим ибн Асакир и это то, к чему склонялся Аль-Бакъиляни, Имам Харамайн и другие имамы из числа первых шафиитов в последних своих словах, а Всевышнему Аллаху известно лучше». Прежде чем я перейду к четвёртой цитате или третьей цитате [самого] Ибн Касира, я хочу остановиться тут на словах Аль-Хафиза Ибн Касира в [книге] «Ат-Табакъат Аш-Шафи`ийин».И я надеюсь [,что смогу] изложить всё максимально коротко. Аль-Хафиз Ибн Касир отметил, что было три этапа, через которые прошёл Абуль Хасан Аль-Ашари. Однако, он, как мы сказали, он не приводит этому свидетельства или ссылку на кого-нибудь. Он не утверждает это уверенно и ни на кого не ссылается.Теперь, давайте разберём эти слова. Первым, кто высказывался в таком ключе, насколько мне известно, первым, кто упоминал три этапа был Ибн Таймия. Ибн Таймия, как мы знаем, родился…, где-то… в 676-ом году или что-то в этом роде. То есть, он родился в седьмом веке и скончался в восьмом.То есть между ним и Абуль Хасаном Аль-Ашари почти четыреста лет.Он не застал в живых имама Абуль Хасана Аль-Ашари и не был также современником его учеников, поэтому необходима ссылка [на источник].Для того, чтобы Ибн Таймия мог заявлять, что Абуль Хасан Аль-Ашари прошёл через три этапа, он должен привести нам источник, чтобы мы могли это принять. Но ссылки на самом деле нет. Насколько мне известно, это заявление не имеет ссылки на источник. Кроме того, что это сказал Ибн Таймия. И это его утверждение не выдерживает никакой критики. Этому есть несколько аргументов и доводов. Перечислим их быстро. Во-первых: Те, кто составили биографию имама Абуль Хасана Аль-Ашари из числа его учеников и учеников его учеников, а также все те имамы, которые в последующем писали о его жизнедеятельности в книгах истории, сборниках биографий и учебниках по вероубеждению упомянули, что имам Абуль Хасан Аль-Ашари перешёл от му`тазилизма к суннизму. Но о третьем этапе упоминаний нет. Они не упомянули, что он прошёл три этапа. Имам Абуль Хасан Аль-Ашари, возьмите это себе на заметку и подчеркните, [это] лидер [всей] школы. Он не мог изменить взгляды так, чтобы это не стало известным. Потому как поводов для освещения этого предостаточно. Ведь он основатель школы. И поэтому то, что он перешёл из му`тазилизма в суннизм рассказано во всех книгах. Что он поднялся на минбар и сказал, что был приверженцем му`тазилизма сорок лет, что он писал книги в их поддержку. Он встал на минбар и сказал: «Я разделял такие-то и такие-то идеи, но сейчас я свидетельствую перед Аллахом, что я непричастен к их убеждениям и что я избавляюсь от них так, как снимаю сейчас с себя этот халат». И снял с себя накидку. Все упомянули об этом. Затем он составил труды, опровергающие му`тазилизм.  Хорошо. Этот второй этап, который они называют не совсем чистым суннизмом. Разве он объявил о своём уходе из него? Нет. Поднялся ли он на минбар, написал ли он что-нибудь, опровергал ли он эти идеи в своих книгах? Нет. Передали ли это его ученики, ученики его учеников? Нет. Хорошо. Если мы предположим, что Абуль Хасан отказался от этого пути. Они говорят, что ашаритская школа состоит лишь из [самих] учеников Абуль Хасана… Непосредственно из его учеников! Подумайте над этим утверждением, которое абсолютно не поддаётся [никакой] логике. Вся школа из учеников Абуль Хасана отвернулась от его учения. То есть, что они остались на его среднем этапе и не приняли последнее из его учения. Что они исповедовали путь Абдуллы ибн Саида ибн Куляба Аль-Каттана. Абдулла ибн Саид Аль-Къаттан, которого называют [также] Ибн Кулляб. Его прозвище Ибн Кулляб. Потому что он был сильным оппонентом в диспутах и словно крюк (кулляб) хватал и не отпускал [метафорически] своего противника в споре. Итак. Он был на пути Абдуллы ибн Саида ибн Кулляба и все его последователи вплоть до сегодняшнего дня [всё ещё] на пути Абдуллы ибн Саида ибн Кулляба. И единственный кто  якобы «спасся» из этой группы Абуль Хасан Аль-Ашари. Разумно ли это? Т.е. Абуль Хасан Аль-Ашари перед смертью объявил о том, что покидает это учение, а все его последователи остались на его прежнем пути. Как это? На самом деле, это больше похоже на шутку, на какой-то анекдот.Такое невозможно представить. Получается так, что все книги, книги всей ашаритской школы приписывают ему, в то время, как он якобы отказался от этого пути. И почему они относят себя к личности, которая отказалась от своего пути и изменила свои идеи? Зачем? Зачем они говорят, что мы ашариты? Он что пророк, к последователям, которого нужно обязательно себя отнести? Он не пророк. Тогда почему они относят себя к человеку, который якобы бросил свой мазхаб? Это во-первых. Почему они приписывают ему те убеждения, от которых он отказался?Все эти ашаритские книги, начиная с третьего века, с конца третьего века и начала четвёртого, пятый, шестой, седьмой… До сегодняшнего дня. Он отказался от всех этих книг, но мы всё равно приписываем их ему против его воли, возводя клевету на Абуль Хасана Аль-Ашари? Все имамы мусульман делают это по отношению к нему? Это невообразимо. Хорошо. Следующее. Говорят, что он был на пути Абдуллы ибн Саида Аль-Къаттана. Кто такой Абдулла ибн Саид Аль-Къаттан? Абдулла ибн Саид Аль-Къаттан. Имам, Аль-Хафиз, хафиз этого мира, Ибн Асакир, да помилует его Аллах, пишет в своей книге «Табйин Аль-Казиб Аль-Муфтари», что Имам Ибн Аби Зейд Аль-Кайравани, один из величайших имамов мусульман, автор [книги] «Ар-Рисаля» которого называют [имамом] Маликом-младшим. И даже его книга «Ар-Рисаля» по маликитскому фикху, которая начинается со вступления в акъиду, пользуется особым вниманием наших братьев саляфитов-ваххабитов, которые комментируют её как акыду саляфов. [Так вот] Имам Аби Зейд Аль-Кайравани говорит: «Нет информации о том, что Абдулла ибн Саид ибн Кулляб был из числа нововведенцев. Напротив, он следовал сунне, защищал её и опровергал джахмитов».Значит Абдулла ибн Саид ибн Кулляб суннит. Как тогда там может быть два периода? После мутазилизма, [естественно,]: период с Абдуллой ибн Саидом ибн Куллябом, а потом период сунны? Нет, ведь Абдулла и есть суннит. Абдулла ибн Саид ибн Кулляб суннит. Имам… Имам Таджуддин Ас-Субки говорит в [книге] «Ат-Табакъат Аш-Шафи`ия»: «Абдулла ибн Саид был одним из видных учёных-богословов и имамов сунны».Подобное также сказал имам, аль-хафиз Ибн Кады Аш-Ша`ба в [книге] «Ат-Табакъат Аш-Шафи`ийин». Хорошо. Они говорят, что Абуль Хасан Аль-Ашари, у которого было три периода: первый период, в котором он проповедовал мутазилизм, во втором периоде он проповедовал учение Абдуллы ибн Саида ибн Кулляба, а в третьем периоде он принял убеждения имама Ахмада ибн Ханбаля. Ведь так они говорят? Хорошо. Смысл этого в том, что где же продемонстрированы идеи третьего периода? В книге «Аль-Ибана». Имам, аль-хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскъалляни говорит: «Имам Абуль Хасан Аль-Ашари в своей книге «Аль-Ибана» следует по пути Абдуллы ибн Саида ибн Кулляба». Ну как тогда это понимать, дорогие братья?! Это на самом деле что-то весьма странное и удивительное. То есть, Абдулла ибн Саид ибн Кулляб один из имамов сунны. Книга «Аль-Ибана» не противоречит Абдулле ибн Саиду ибн Куллябу, потому что хафиз Ибн Хаджар говорит, что книга «Аль-Ибана» написана, следуя пути Абдуллы ибн Саида ибн Кулляба. Он не мог бросить этот путь, а все его ученики остаться на прежнем. Они и себя относят к нему, и убеждения относят к нему. Это не логично. Хорошо, а теперь, после того, как мы поняли этот вопрос, когда Ибн Касир говорит нам, что Абуль Хасан Аль-Ашари пошёл по учению, по учению сунны, также этому пути последовали Абу Бакр Аль-Бакъиляни, Ибн Фурак и другие. Все они выдающиеся [учёные-]ашариты. Это корифеи ашаритов. И то, к чему они пришли в конце их жизни, как об этом сказал Ибн Касир в конце этой цитаты…Тут он сказал… Ибн Касир говорит: «А третий период, учение, которое передал Абуль Къасим ибн Асакир и к которому склонились Аль-Бакъиляни, Имамуль Харамайн и другие имамы из числа его первых учеников», учеников Аш-Шафии, «судя по последним из их слов». «Судя по последним из их слов». Некоторые хотят взять эти слова «судя по последним из их слов» и растолковать их по своему усмотрению. Нет. «Судя по последним из их слов», которые они записали в своих книгах. К примеру, Имамуль Харамайн Аль-Джувайни был весьма склонен к та`вилю (аллегорическому толкованию) во многих своих книгах. Однако, в книге «Аль-Акыда Ан-Низамия» он больше прибегал к тафвиду. И это совершенно ясно из его книги. И даже беспристрастные члены саляфитской школы говорят, что да, содержимое книги «Аль-Акъыда Ан-Низамия» Имама Аль-Харамайн Аль-Джувайни не олицетворяет собой тот [метод] утверждения [сифатов], который проповедуют они. А является воплощением школы тафвида. Это значит что, то к чему пришёл Абуль Хасан Аль-Ашари и чем довольствовался в конце своей жизни является тафвид. И это то, чем довольствовался также Имам, Худжатуль Ислям, Аль-Газали в своей книге «Ильджамуль `аввам» и это также то, чем довольствовался Имам Аль-Джувайни в своей книге «Аль-Акъыда Ан-Низамия», а также другие имамы. В этом нет никакой проблемы. То есть, они воздержались от определения конкретного смысла и ограничились общим принципом абсолютного бесподобия Всевышнего (танзих). В этом нет проблемы. Как сказал имам Таджуддин Ас-Субки в книге «Ат-Табакъат Аш-Шафи`ия Аль-Кубра»: «Они фактически вернулись от та`виля к тафвиду. Они фактически перешли от та`виля к тафвиду». Но не к уподоблению Всевышнего творениям (таджсим). Продолжим далее. Аль-Хафиз Ибн Касир также говорит в [книге] «Ат-Табакъат Аш-Шафиийин», рассказывая биографию имама Абу Исхака Аш-Ширази, да помилует его Аллах. Когда его спросили… Он цитирует это из книги «Табйин Аль-Казиб Аль-Муфтари». Ибн Касир в книге «Ат-Табакъат Аш-Шафи`ийин» приводит выдержку из книги «Табйин Аль-Казиб Аль-Муфтари». О том, что имама Абу Исхакъа Аш-Ширази спросили о [решении насчёт] тех, кто проклинает ашаритов, критикует и порицает их. Он ответил следующее: «Ашариты — это учёные сунны, которые противостояли нововведенцам, таким как къадариты, рафидиты и прочим. Тот, кто дискредитирует их, дискредитирует ахлю сунну. Представителю власти мусульман следует наказать его, чтобы не было повадно остальным». Далее приводится подтверждение о согласии с имамом группы [учёных]. Ибн Касир, комментируя его слова, говорит, цитата: «Что касается его методологии касательно сифатов после оставления им мутазилизма, а также после прибытия в Багдад, особенно после его прибытия в Багдад и учёбы у таких хадисоведов как Закария Ас-Саджи и другие, то это один из самых правильных методов и путей. Так как он подтверждает, как сифаты `акълия, так и сифаты хабария». Сифаты `акълия, это какие? Такие, как жизнь, всемогущество, всезнание…А хабария, такие как аль-ваджх, аль-йяд, аль-`айн и т.п. «Так как он подтверждает, как сифаты как сифаты `акълия, так и сифаты хабария. И ничего из этого не отрицает. И ничему из этого не придаёт какую-либо форму. И таков [был] путь саляфов и имамов из ахлю сунны валь джамаа. Да воскресит нас Аллах в их числе и дарует нам смерть в следовании за ними и любви к ним. Воистину Он слышащий мольбы, дарующий и щедрый». Затем он сказал: «И по этому пути последовали имамы, ученики Аль-Ашари». Вы отметили у себя эти слова? Эти слова имеют важное значение. И по этому пути последовали имамы, ученики Аль-Ашари, такие как Абу Абдиллях ибн Муджахид, Аль-Къады Абу Бакр Аль-Бакъилляни и другие, да помилует их Аллах».Так чему они последовали? Таджсиму? Далее. В своём тафсире, комментируя слова Всевышнего Аллаха: «Он — Одолевающий и над Своими рабами». Как вы считаете, что скажет Хафиз ибн Касир? Слово фаука («над») здесь имеет прямое значение, в отличие от тех, кто говорит то-то и то-то? Послушайте, что он скажет. Аль-Хафиз Ибн Касир сказал. После слов Всевышнего: «Он — Одолевающий и над Своими рабами», то есть… То есть… Когда вы слышите слова «то есть», навострите получше ваши уши. «То есть, Он тот, кому покоряются рабы, перед кем смиренны тираны, кому подчиняется знать. Тот, кто властен над каждой вещью, кому покорены творения. Тот, чьему абсолютному величию, могуществу, совершенству, превосходству и великолепию смиряются творения. Тот, перед кем робеют и становятся ничтожными, а также под его властью». Не под ним самим! «А также под его властью и владычеством». Также он сказал в своём тафсире, комментируя слова Всевышнего: «Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Что он сказал? Он сказал — слово «йяд» (рука) имеет прямое значение? Так он сказал? Давайте послушаем, что он сказал.  Он сказал: «Всевышний Аллах рассказывает об иудеях, да будет вечное проклятие Аллаха на них до Дня Суда, что они описывали Всевышнего Аллаха, превыше Аллах их слов, что Он скупой. Они также говорили, что он беден, а они богаты. И они имели ввиду бедность, говоря – «Рука Аллаха скована». Далее, Аллах говорит: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает». То есть… То есть. Он (богат и) щедр. Он не сказал, что рука Аллаха настоящая. «Он [богат и] щедр. Он обильно дарующий. Все сокровища принадлежат лишь Ему. Каким бы благом не обладали Его творения, всё это от Него, Единственного и нет у Него сотоварищей. Он тот, кто создал для нас всё, в чём мы нуждаемся ночью и днём, дома и в пути, в любом нашем состоянии. Как Он сказал: «Он даровал вам всё, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен. И аятов об этом множество». Конец цитаты Ибн Касира. Здесь нет ничего другого кроме этих слов. Они пытаются изворачиваться и говорят: «Это его комментарий к слову «аль-йяд» (рука) в этом контексте. Однако, он не отрицает, что Аллах обладает настоящей рукой («аль-йяд»)». Это вы из кармана взяли? Докажите нам это. Докажите, что он сказал, что это слово означает настоящая рука, и имеет прямое значение, а не переносное. Далее. Он говорит в своём тафсире, комментируя слова Всевышнего: «И воздвигли Мы небо «руками», и Мы, поистине, расширяем». Цитата: «И воздвигли мы небо…», то есть, мы создали его крепким и высоким небосводом, «руками» то есть, Нашей мощью. Так сказал об этом [аяте] Ибн Аббас, Муджахид, Къатада, Ас-Саури и другие». Далее. Он говорит в своём тафсире, комментируя слова Всевышнего:  «Чтобы не пришлось человеку говорить: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху!». Цитата: «То есть в День Суда грешник будет [глубоко] сожалеть об упущенной возможности покаяться и вернуться [на правильный путь]. Об упущенной возможности покаяться и вернуться [на правильный путь]. «Я был нерадив по отношению (аль-джанб) к Аллаху», он говорит: «то есть, в покаянии». Итак, что такое «джанбу ЛЛах»? Это покаяние и раскаяние. «И он бы хотел быть благодетельным, искренним и подчинившимся Аллаху, Свят Он и Велик». Тут он аллегорически растолковал слово «аль-джанб» как мы увидели, значением «покаяние». Далее. Он говорит в своём тафсире, комментируя слова Всевышнего: «Мы ближе к нему, чем яремная вена». Цитата: «То есть…». Мы. Кто? «То есть, Его ангелы». «Ближе к человеку, чем его яремная вена к нему. А тот, кто аллегорически толковал этот аят, придавая слову «Мы» значение «Знание» , то делал он это для того, чтобы избежать [понятий] слияние с творениями и единство бытия, которые единогласно отвергаются, пречист Аллах и превыше этого. Однако, это [значение] не следует из контекста, ведь Аллах не сказал «Я ближе к нему, чем яремная вена», а сказал «Мы ближе к нему, чем яремная вена». Также он сказал в тафсире, комментируя слова Аллаха: «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». Хафиз Ибн Касир сказал: «Знание Всевышнего охватывает всё, а сущность Аллаха не может быть ограничена в чём-либо из его творений. Аллах намного превыше этого». После всех этих цитат, дорогие братья, нам становится совершенно ясно, что Аль-Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, придерживался в своих книгах, будь то в «Аль-Бидая ва Ннихая» или в «Ат-Табакъат Аш-Шафиийин» или в своём тафсире, придерживался того пути, на котором были учёные-богословы. И этот путь либо тафвид, либо таъвиль. И нет абсолютно никаких сообщений от него, что он утверждал о таджсиме или придерживался этого. И он также не затронул те проблемные вопросы, которые поднимал его учитель, Ибн Таймия. И то, что он был его учеником не значит, что он во всём поддерживал его, с чего мы и начали эту встречу. Мы говорили, что у шейха Такъиюддина Ибн Ат-Таймии было много учеников. Однако, Аз-Захаби сказал: «Я не согласен с ним ни в основополагающих вопросах, ни во второстепенных». А Аль-Хафиз Ибн Раджаб вначале поддерживал его, но после, в нескольких вопросах противоречил ему. И тогда «таймиты» отвернулись от него. Таким образом, и хафиз Аз-Захаби, и Ибн Раджаб Аль-Ханбали, и Ибн Касир были не согласны с ним. Все они виделись с ним, получили его влияние. И нет сомнения в том, что шейх Такъиюддин Ибн Ат-Таймия оставил в них свой след. Однако, необязательно ученик должен быть копией своего учителя. Нет, это не всегда так. Мы оцениваем учёных-богословов, понимаем их, пользуемся их знаниями благодаря содержанию их книг. А не из того, что люди о них думают. Так вот его цитаты перед нами и он, как мы сказали, непричастен к тому таджсиму, к которому его приписывают. Просим Всевышнего Аллаха оказать нам всем содействие, сделать полезными для нас эти встречи, наполнить эти встречи благом, добром, наставлением и пользой. И вся хвала принадлежит только Аллаху, Господу миров.