Ясные и не ясные аяты в Коране

Шейх Сайф аль-Асри
Смотреть видео

Как ашариты толкуют слова Всевышнего Аллаха из суры Алю Имран: «Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги. Есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). Этот аят. И брат Мухаммад спрашивает «Как толкуют этот аят ученые ашариты?». Прежде всего я хочу обратить внимание на то, что когда мы спрашиваем «как толкуют этот аят ашариты?», этот вопрос можно перефразировать таким образом — «Как толкуют этот аят муфассиры?». Потому что девяносто процентов толкователей Корана, и я знаю, что некоторым братьям это не нравится, однако такова реальность — девяносто процентов муфассиров, и даже больше — ашариты.

 И ты, брат Мухаммад, можешь посмотреть тафсир Куртуби, тафсир Байдави, Рази, Насафи, Багави.

И другие — ибн Атыйя аль-Андалуси, тафсир поздних ученых — Тахира ибн Ашура, да смилуется над ним Аллах, тафсир шейха Шарави. [Можно] охватить и ранних и поздних. И сейчас мы поговорим немного об этом аяте. А в своей книге «Аль-кауль ат-тамам» я написал об этом более подробно.

Книга, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги. Есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). Что такое ясные и неясные аяты? В этом вопросе есть разные мнения, которые упомянули муфассиры, которые, как мы об этом уже сказали, являются ашаритами.

Одно из них это то, что мухкам, это такие аяты, смысл которых Всевышний Аллах дал знать людям, а муташабих это то, смысл чего знает только Аллах. То есть эта дверь для нас закрыта. И это согласуется со мнением [сторонников] тафвида и с остановкой на одном из слов этого аята. Ибо в этом вопросе есть разногласия. Кто-то считает, что остановка должна быть после слов «Но [истинного] толкования не знает никто, кроме Аллаха». А затем читаем «А обладатели крепких знаний говорят «мы уверовали в него [аят с неясным смыслом]». То есть только Всевышний Аллах знает толкование этого аята. А обладатели крепких знаний говорят «мы уверовали в него», то есть принимают, покоряются и оставляют знание смысла.

Второе мнение заключается в том, что остановка должна быть после слов «Но [истинного] толкования не знает никто, кроме Аллаха и обладателей крепких знаний». То есть ученые знают толкование аятов муташабихат. Также есть ученые, которые говорят, что мухкам это неотмененные аяты, а муташабих это отмененные. Есть и такие, кто сказал, что муташабих это аяты, смысл которых знают [большие] ученые, а мухкам это те, смысл которых знают остальные ученые, имея ввиду, что познать смысл этих аятов возможно. Таким образом есть и другие мнения ученых об этом вопросе и все они написаны в книгах имамов тафсира, и которые, как я уже сказал, являются ашаритами.