Акыда ученых Дагестана

Смотреть видео
Шейх Мухаммадсаид ад-Дагистани

Спрашивают: Каких убеждений придерживались ученые Дагестана в прошлом, и как это можно узнать?

Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на наследие, которое мы получили от наших ученых и предков. Тот, кто посмотрит на наследие ученых Дагестана, обнаружит, что они проявляли большую заботу в отношении книг Ахлю-Сунна – ашаритов и матуридитов. Более всего наши слова подтверждает тот факт, когда мы смотрим на те труды, о которых заботились наши ученые, изучая и преподавая их, не говоря уже о той работе, которую они проделали, дополняя книги ученых разъяснениями, комментариями, примечаниями и тд. В особенности это было с книгами по акыде и суннитскому каламу. В качестве примера скажем, какое огромное внимание уделили наши ученые книге «Шарх Акаид Насафия» имама Садуддина ат-Тафтазани, который умер в 792-м г. по хиджре. А эта книга, как известно, написана по методологии Ахлю-Сунна – ашаритов и матуридитов. Сколько значимых примечаний написано к этому драгоценному комментарию учеными Дагестана. Они писали примечания, разъясняли и обучали по нему студентов. По сей день, ученые проявляют о нем заботу, проводят по нему работы, и мы получили его от своих шейхов, и те в свою очередь от своих.

Такую же заботу они проявили и к книгам по акыде имама Абу Абдуллаха Ас-Сануси, как «Уммуль-Барахин» и другим, да так, что до нас дошли рукописи этой книги, написанные почерком наших ученых и предков. Они до сих пор имеются и их берегут, хвала Аллаху. Если посмотреть на книги и матны, написанные учеными Дагестана самостоятельно, то есть не как разъяснение к другой книге, или примечание к разъяснению  других ученых, а именно  я имею ввиду книги, которые наши ученые написали самостоятельно, по каким бы то ни было наукам, — то все он и основаны на пути Ахлю-Сунна – ашаритов. Так, к примеру, самая известная книга в Дагестане и в близлежащих областях Кавказа – Чечне и Ингушетии, — это книга, известная под названием «Мухтасар», принадлежащий перу Али аль-Гумуки ад-Дагистани, да смилуется над ним Аллах, который умер в 935-м году по хиджре.

Этот «Мухтасар», который в Дагестане принято заучивать студентами медресе, представляет собой небольшую брошюру, в которой изложена акыда, вопросы поклонения и суннитского тасаввуфа. Данная книга целиком основана на методологии ашаритских имамов. На ней выросли наши ученые и предки, и так продолжается до наших дней.

К книге «Мухтасар», который написал дагестанский ученый, имеется разъяснение  известного азхаровского шейха – крупного ученого Абдуллаха аш-Шаркави аш-Шафии аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах, автора известных и полезных комментариев. Он написал комментарий к первой части книги – разделу о вероубеждении, подтверждая заложенные в ней догматы и подкрепляя их доказательствами.

Исходя из этого, разумному, обладающему ясным сознанием, становится очевидно, что убеждения ученых Ахлю-Сунны в наших республиках в то время – будь то Дагестан, Чечня или Ингушетия, — соответствуют убеждениям ученых Ахлю-Сунны других исламских стран, как Египет, Шам и тд.

Также для дагестанцев и для жителей этих республик не является секретом, что самые великие мужи этих республик, самые значимые люди Ислама, ученые и имамы в этих краях, придерживались акыды Ахлю-Сунна, т.е. были ашаритами.

К примеру, вспомним почтенного имама Гази-Мухаммада аль-Гимрави, шейха Хамзата аль-Хунзахи, имама муджахидов, известного шейха – имама Шамиля, и известного благородного ученого Наджмуддина Гоцинского, да смилуется над ними всеми Аллах.

Это все ясно описано в их книгах и посланиях, которые дошли до нас от них. Также мы можем вспомнить, как подтверждение того, о чем мы говорим, шейха Мухаммад-Тахира Аль-Карахи. Труды этого ученого свидетельствуют тому, о чем мы говорим. Мухаммад-Тахир был писцом Имама Шамиля. У него есть книги, которые указывают на его знания, достоинство, и среди таких книг изданная «Шархуль Мафруд ‘аля Муаддиль Фуруд», это известная дагестанским ученым книга. Эта книга начинается с упоминания тех вопросов акыды, которые мукалляф обязан знать, и эта акыда, написанная в этой книге, соответствует акыде Ахлю-Сунна – книгам ашаритов и матуридитов, как это пояснил он, да помилует его Аллах. Так же перу Мухаммада-Тахира аль-Карахи принадлежит разъяснение к книге «Суллямуль Мунаврак» по логике, и есть у него другие полезные книги и сочинения.

После всего того, что мы утвердили, кто-то может сказать: Если это так, как ты говоришь, то в чем причина тех разногласий в акыде, которые возникли в наше время в Дагестане, откуда возникло такое разногласие, как это началось и когда?

Ответы на подобные вопросы требуют изучения и глубокого исследования, но мы можем указать на некоторые важные моменты, на которые должны обратить внимание студенты и исследователи.

Первое. Процветание науки и её распространение в наших краях было согласно методологии Ахлю-Сунна, ашаритов. На высшем научном уровне, в котором находились наши республики ученые придерживались этой методологии. Это ясно видно из того, что мы уже рассказали, а именно что самые важные их труды, их разъяснения, комментарии, которые дошли до нас соответствовали пути Ахлю-Сунна — ашаритов. Мы можем сказать  вкратце, что самый высокий уровень процветания и научного развития был под тенью методологии Ахлю-Сунна – ученых ашаритов, да смилуется над ними Аллах.

Второе. Необходимо упомянуть, что появление нововведенцев и противоречащих ахлю-сунне в наших краях началось только в недавнее время. То есть в современном веке. Особенно это произошло после ослабления в Дагестане научного уровня в связи некоторыми известными событиями.

К примеру, после того, как мы многое прояснили, мы можем сказать прямо, что после возникновения этого злополучного коммунистического порядка в наших краях, задача которого заключалась в том, чтобы уничтожить ученых-богословов, изгнать их, как это известно всем жителям Дагестана. Все, кто был как-то связан с религией, преподаванием, ушли. Их убивали, запрещали обучать религиозным знаниям, каждый, кто занимался шариатскими науками, обучал арабскому языку, кто преподавал студентам, или сам изучал знания, был под контролем и давлением со стороны коммунистических властей. И это продолжалось немало времени. По этой причине, конечно, было снижение уровня знаний в наших землях. Но, остались ученые, остались студенты, не смотря на все эти гонения, притеснения, трудности, которые были тогда. Однако, их было мало по сравнению с тем, сколько их было до становления этого злополучного и жестокого коммунизма. По этой же причине появилось поколение, оторванное от религиозного суннитского образования. После падения этого режима – Советского Союза – и хвала Аллаху за это – открылись наши земли для других стран, открылись пути в хадж, пути для переселения и т.д. Многие уехали отсюда, кто-то в хадж, кто-то за знаниями, и по другим причинам. Отправлялись как в арабские страны, так и в другие.

Те, которые уехали и переселились, часть из них вернулась, приняв другую методологию, которая не была известна нашим ученым. Вернулись с той методологией, которая не соответствовала ученым Ахлю-Сунна -ашаритам. Вернулись с методологией ваххабитов как в основах, так и в во второстепенных вопросах акыды и фикха. Особенно это студенты, которые учились в Саудии и других странах, которые попали под влияние вахабизма, и вернувшись к себе на родину – сюда – стали постепенно распространять эти идеи в республиках Кавказа. Они стали популярными в некоторых местах. Причина всему этому – небольшие знания и низкий религиозный уровень, к которому и привел режим Советского Союза.

Если бы всего этого не было, если бы этот режим не правил на наших землях, не убивали бы ученых, и не запретил бы обучение религиозным наукам, то знание сохранило бы свою силу, и эти вернувшиеся с других стран не смогли бы распространять свои идеи, противоречащие методологии Ахлю-Сунна. Наши ученые и студенты могли бы противостоять им своей методологией, силой своих знаний, и опровергнуть их, методологией Ахлю-Сунна. Но, произошло то, что произошло, возник режим Советского Союза, и оставил свой след на религиозных деятелей и их работу, и не оставил многих из них. По причине малочисленности ученых, и слабости изучения науки, вернувшиеся новые студенты получили возможность распространить здесь эту чуждую для Дагестана и Ахлю-Сунны методологию. И по причине этого случились смуты, беспорядки и убийства, которые они дозволяли, обвиняя людей в неверии и совершении многобожия. Все это знакомо жителям этих республик в то время, и даже сейчас, до сих пор мы претерпеваем последствия того, что они натворили. Также известно, что многие ученые высказались относительно распространения приверженцев нововведений, что они появляются тогда, когда ослабевает Ислам. Заблудшие идеи возникают тогда, когда Ислам ослабевает в данной местности, ослабевает научно и политически. Такие группировки появляются в тех местах, в которых слабо развита наука и политика. К примеру, те, кто уподоблял Аллаха творениям, согласно истории появлялись в странах не арабов, как Сиджистан и другие.

Когда появились ваххабиты? Они появились во время падения Османского халифата, во время ослабления Османского халифата и его исчезновения. В этот период они нашли удобный случай появиться. То же самое произошло и у нас. После того как этот Советский режим, этот порядок неверующих, уничтожил знание, убил наших ученых и выслал их, все это дало трещину и ослабило в научном плане Дагестан, Чечню и Ингушетию.

Благодаря этому событию, эти заблудшие группировки – ваххабиты — получили возможность распространять свои идеи и новшества в наших землях. Если бы не они, в наших странах не было бы этих новшеств в акыде, как уподобление Аллаха творениям, не было бы новшеств в фикхе, как отвращение от следования суннитским мазхабам фикха, и других новшеств, которые они внесли в наши края. В конце хочу заверить, что все это не завершится, если не вернуться к тому, чего придерживались наши ученые. Если не вернуться к правильной методологии, которая соответствует Сунне.

Поэтому, те, кто возглавляет исламские университеты, медресе и институты должны работать над тем, чтобы оживить методологию Ахлю-Сунна — ашаритов, вернуться к их наследию, их учению и пути, который не смешан с заблуждениями. И только благодаря этому уменьшится влияние заблудших группировок и их станет меньше на наших землях.