Как ваххабитский шейх попал в тупик

Шейх Абдул Илях Арфадж
Смотреть видео

Эти примеры, о которых я вам расскажу, ознакомился я с ними на официальном собрании между мной и некоторым почтенными учеными у нас в Ахсе по поводу исследования темы нововведения. Официальное собрание, то есть, оно состоялось под руководством официального ведомства по официальному поручению с официальным обращением. Это было не так, как мы сидим сейчас здесь, как братья и обсуждаем, нет. Там была группа шейхов, которые пришли с личными вопросами вокруг этих тем, с официальным обращением от ответственной стороны по теме нововведения.

Я упомянул эти примеры в этой книге… например, говорят, что нужно следовать сунне, и что на любое твое дело нужно доказательство из Корана и Сунны, и тому подобное. Но эти слова со стороны усуль-фикха являются ошибкой, не на каждое действие есть доказательство из Корана и Сунны. Есть основы в которых есть единогласие ученых: Коран, Сунна, Иджма, Кыяс. И есть основы, в которых разногласят ученые, например, обычай определенной местности, аль-истихсан, подразумеваемая шариатская польза, закрытие путей, ведущих к греху, шариат живших до нас, мнение сподвижников, действия людей Медины, суждение о частном согласно общему, есть определенные основы фикха, я не говорю, что со всеми ими согласны ученые, в некоторых из них есть разногласия. Маликиты принимают действия людей Медины как довод, Истихсан взяли как довод ханафиты, Саддуз-Зараи используют сначала Маликиты, затем это есть у ханбалитов, и только потом оно используется у ханафитов, и реже всего его используют шафииты. Масляху используют маликиты, в шариате живших до нас есть два мнения и так далее. И это все научные методы, и любой, кто хочет совершать «иджтихад», должен иметь проверенную позицию в этих вещах, что бы его метод иджтихада был расписан и у него был образец, по которому он будет сверять свои аналогии и только потом мы скажем ему: «Теперь врата науки открыты для тебя, делай иджтихад, как пожелаешь!

Однако важно, что бы ты овладел всем этим инструментарием и сложилась перед тобой вся картина, и ты должен знать определенное количество священных текстов из Корана и Сунны и обладать силой, понимать фикховые вопросы, эта фикховая способность должна течь в твоей крови, как если человек спит и видит во сне вещи, из которых он извлекает шариатские постановления, то есть он является настоящим факыхом, подобно торговцу, заключающему сделки во сне, которые отражают его внутренние хлопоты, затем просыпается и проводит эти сделки наяву согласно тому, как он делал это во сне, и так далее. Или студент, видит во сне вопросы с билетов, а потом они возможно попадутся на экзамене. И факыхи такие же, и когда имама Ахмада посетил абу Зуръа ар-Рази, то они обсуждали научные темы до фаджра и не молились даже тахаджуд, вместе с тем, что они считали тахаджуд священной вещью. Говорил имам Ахмад: «Когда мы повторяли знание с абу Зуръа, то обходились без ночной молитвы!», потому что они довольствовались повторением, которое давало новое знание, а знание это прямой путь и свет.

Важно то, что этот человек говорил со мной, этот ученый, он являлся шейхом почтенным, у него есть положение среди людей, и он сказал мне: «О, шейх, АбдульИлях! Тебе нужно руководствоваться только Кораном и Сунной» и так далее, я сказал: «Хорошо! Сейчас мы будем говорить серьезно! Ты сам придерживаешься того, о чем говоришь? Все твои дела согласовываются с Кораном и Сунной?», он сказал «Да!», я сказал «Хорошо, тогда я тебя спрашиваю», то есть те претензии, которые он предъявил мне, я обратил к нему. И было необходимо, что бы он ответил мне на них, если он признает их, то я приму его претензии ко мне. Если же он начнет уклоняться направо и налево, тогда ведь притязающий на что-либо должен соответствовать своим претензиям прежде чем обязывать этим других! Я сказал ему: «Ты имам мечети, правильно?», он сказал: «Да», я спросил: «В месяц Рамадан ты прочитываешь Коран полностью или читаешь короткие суры?», он ответил: «Прочитываю Коран полностью», я сказал: «Когда ты заканчиваешь Коран в последнюю ночь, ты прочитываешь его в молитве или не в молитве?», я сказал: «Предъяви мне доказательство на это, и я не приму от тебя ничего, кроме слов Аллаха или Его посланника!» и он невольно замолчал, а затем сказал: «Я предъявлю тебе свое доказательство!», я сказал: «О, такой-то, только слова Аллаха или Его посланника!», он ответил: «Я приведу тебе доказательство», я сказал: «Я знаю его до того, как ты приведешь его», он сказал: «И что же это?», я сказал: «Слова имама Ахмада, которые передал ибн Кудама в аль-Мугни, что он видел, как жители Мекки в месяц Рамадан в молитвах Таравих заканчивали Коран полностью! И он видел, как Суфьян ибн Уеййна делал также вместе с ними. Есть ли у тебя доказательство помимо этого?», он сказал: «Нет, это и было моим доказательством!»  я сказал: «О, такой-то, где Коран и Сунна в этом вопросе? Ты приводишь то, что видел имам Ахмад среди жителей Мекки, а имам Ахмад как мы знаем родился в 164 году по хиджре, то есть когда он отправился в Мекку и увидел Суфьяна, что бы принять от него знание? Через двадцать лет? То есть в совокупности все это произошло через 200 лет после того как сформировалась религия полностью!», он сказал: «Однако, заметь, о, абу Хассан, что это было во времена праведных предшественников! И то, что произошло в их время, должно быть обоснованно!», я сказал: «Хорошо», сейчас что? Я попытаюсь сделать вывод! Я сказал: «То есть из твоих слов я понимаю, что каждое разногласие времен праведных предшественников должно цениться и уважаться?», он сказал: «Естественно, это было лучшее время», я сказал «Хорошо, я знаю, что ты два года назад встал на минбар во время пятничной проповеди и ругал тех, кто собирался в срединную ночь месяц Шаабан для учебы или наставления и подобного этому, было или не было?», он ответил: «было», я сказал: «Зачем ты это делал, в то время как разногласие об этой ночи так же имело место быть во время праведных предшественников! Оно было даже раньше чем это время! Со времен Ата ибн аби Рабаха, Макхуля ад-Димашки, Лукмана ибн Амира, Халида ибн Маадана, табиинов Шама, то есть в 50-ых годах от хиджры. И у них были хадисы и сообщения об этом, которые может и слабы, но достоверны в совокупности, и даже шейх Албани, рахимахуллах, удостоверил эти сообщения в совокупности. Хорошо, я приму от тебя то, что эти сообщения слабые. Сейчас же сравни между этими двумя мнениями, между мнением о срединной ночи в месяце Шаабан, в котором есть разногласия, и которое передается с самых ранних дней праведных предшественников, и тех, кто передает о желательности собраний и наставлений, аргументируя хадисами, пусть и слабыми, и сравни это с вопросом о дуа по завершению чтения всего Корана, разногласие в котором произошло через 150 лет после этого, и тот, кто читает это дуа в намазе Таравих после заключительной суры ан-Нас, нет у него доказательства! И кто из них больше заслуживает порицания и кто более достоин предостережения?», он помолчал немного, затем сказал «Однако, ты ведь знаешь, что студент шариата изучает вопрос и выносит предпочтение», я сказал: «В таком случае, ты изучаешь и предпочитаешь, и запрещаешь делать это мне? Хорошо я приведу тебе пример, что если я встану на минбар и скажу: Каждый кто прочитает джума до полудня, то его молитва недействительна? Это мое мнение и мнение большинства ученых, кроме ученых ханбалитов и мы не будем обращать внимание на их мнение в этом вопросе! Считаешь ли ты то, что я сделал правильным?», он ответил: «Нет, если ты сделаешь так, то совершишь путаницу», я сказал: «А что же сделал тогда ты? Знаешь ли ты, что та фетва, которую ты даешь, и то, как ты натравливаешь на нас, иногда при помощи властей, и это попытка доминировать над нами посредством мазхаба, который главенствует у нас там, знаешь ли ты, что это повлекло за собой, что простые люди, невежды и учащиеся начальных уровней стали наговаривать на научные школы и студентов шариата и на мольбу к Аллаху?

И он начал оправдываться, говоря: «Вы же ученые! Вы же такие-то и такие-то!», я сказал: «Что? Люди взяли эту фетву и отправились с ней на восток и на запад, и осмелились порицать кого-то или восхвалять посредством этой фетвы! И сейчас нет в этом пользы!», Мы сейчас хотим вернуть эту структуру и исправить ошибки, которые скопились, что бы обратить это к ученым и студентам шариата. Вернуть этому заповедному знанию, войти в которое осмелились многие из людей, былое почтенное место и уважение. Это была миссия первых ученых, они не разрешали кому попало находиться на научном поприще. Рабиата ар-Рай, рахимахуллах, однажды увидели подавленным и разбитым и спросили: «О, Рабиат, что случилось? Тебя постигла какая-то беда?», он ответил: «Да, люди стали спрашивать фетву у тех, кто не обладает знанием и случилось в Исламе великое дело!», в то время, как он был шейхом имама Малика, будучи находясь в мечети пророка он также говорил: «Некоторые люди, которые дают фетву здесь, больше заслуживают заключения в тюрьму, чем воры!». Давать фетву это великое дело, а сейчас любой кто мало-мальски умеет читать осмеливается давать фетву и не только это, но имеют дерзость обвинять имамов в ошибках!