Ашариты отрицают Сунну?

Шейх Саид Фуда
Смотреть видео

Ведущий: Давайте поговорим о сунне, так как не секрет, что вы являетесь одним из тех, кто глубоко изучил ашаритский мазхаб, и мы воспользуемся вашим присутствием здесь. Есть те, кто говорит, что у ашаритов особое отношение к сунне. И эта особенность заключается в том, что они в вопросах акыды  опираются только лишь на хадисы мутаватир, и подвергают их толкованию, а хадисы ахад отвергают, не принимают. Из этого понимается, что ашариты не воспринимают сунну как источник для [утверждения] акыды. Что вы им ответите на эти заявления?

Шейх Саид: Субханаллах. Это ложные заявления и обвинения, которыми подвергались большие ученые-лидеры ашаритов и матуридитов, ну и в целом ученые Ахлю-сунна. Учёные, глубоко познавшие религию в наше время, их тоже обвиняют и порочат во многих вещах. Одно из таких обвинений – это то, что вы предоставили сейчас, благодарю вас за то, что затронули этот вопрос в рамках этой темы. На самом деле, каждый, кто проявит стремление в изучении науки таухид, погружаясь до мельчайших вопросов, тот поймет, что эти обвинения не уместны. Вот, одна из основных глав науки таухид – «Сам’ийят» – большинство положений этого раздела вероубеждения дошли не путем мутаватир, и они утверждены не в категорической форме. Но, не смотря на это, есть самостоятельные главы– «Иляхият», «Нубувват»  и «Сам’ийят». А большая часть глав «Сам’ийят» разбираются в науке таухид. Где изучаются? В фикхе? В шариатской политике? Они изучаются в науке таухид. И ученые, когда приводят доводы в своих книгах, как «аль-Макасид», «аль-Мавакиф», в разъяснениях к книге «Джавхара», в книгах имама Рази, имама Газали и других, на какие доказательства опираются? На хадисы. Достоверные хадисы категории ахад, и не требуют, чтоб они были мутаватир.

Так же, если говорить о такой распространившейся теме, как толкование. Толкование, к примеру, аятов «Йаду ллахи фаука айдихим». Эти аяты однозначны с точки зрения передачи, они однозначны тем, что являются аятом Корана, но они не однозначны с точки зрения понимания их смысла и того, на что они указывают. А это также является темой исследования науки таухид. К тому же, давайте предложим им заглянуть в их речь, погрузиться в их путь. Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) разъяснил это предельно ясно и красноречиво, а с ним согласился Ибнуль Хумам. Имам Газали – ашарит, а Ибнуль Хумам – матуридит. Имам Газали в книге «Аль-Иктисад филь-Итикад» и имам Ибнуль Хумам в книге «Мусаяра», которая написана подобна книге «Каваидуль Акаид» [имама Газали], — которую имам аль-Газали сделал вторым разделом книги «Ихья Улумид-Дин», поместив ее вначале этой книги. Имам Ибнуль Хумам и имам Газали – они оба разъяснили своей ясной речью, что наука таухид состоит из вопросов основы (усуль) и вопросов ответвления (фуру’), и пояснили, что такое основа и ответвления. Что же такое «усуль» и «фуру’»? Усуль – это первостепенное, истинность которого однозначна утверждена, что недопустимо отвергать. Если человек противоречит этим основам, то ему нет оправдания, я скажу больше — за это он впадает в неверие. Мы затрагивали подобное. А что же такое «фуру`»? Это второстепенные вопросы, доказательства истинности которых не однозначны, есть вероятность обратного, но верить в них обязательно. Они основаны на хадисах ахад, и для их подтверждения достаточны хадисы ахад. Этого мнения придерживаются эти и другие ученые.

Имея эти цитаты, и изучая этот путь, зная слова ученых, не остается оправдания для заявляющего такие обвинения и ложь в адрес ахлю-сунна, якобы что они отвергают хадисы ахад. Никто из ученых ахлю-сунна не отвергает хадисы ахад. Как же они будут отвергать их, ведь это они разъяснили сунну со всеми ее составляющими, будь то в науке фикх, или акида.


Ведущий:
И у нас есть слова Имама Джувейни, он сказал: «И истинность весов судного дня (мизан) подтверждена хадисами».  Он упомянул множество доказательств из Корана и сунны, подтверждающих это.


Шейх Саид Фуда:
Любой, кто глубоко заглянул в книги ученых ахлю-сунна, не может быть, чтоб ему в голову подкрадывались подобные обвинительные заявления в их адрес.

Ведущий: В этом вопросе обвиняющий указывает на проблему хадиса ахад, то есть источник этой проблемы – отношение ашаритов к хадису ахад.

ШейхСаид Фуда: Никто из ашаритских ученых не отрицает доказательную силу хадиса ахад. Но, ученые ашариты и вместе с ними большинство ученых исламской уммы, не только ашариты, делят хадисы на категории ахад и мутаватир. Они говорят, что доказательная сила хадиса мутаватира однозначна, категорична.

А доказательная сила хадиса ахад не имеет такой однозначности, она предположительна. Таким образом, существуют две степени доказательной силы хадиса на какое-либо шариатское решение: однозначная и неоднозначная. Исходя из этого, мы будем отдавать соответсвующее место каждому из них. Ученые говорят: Если имеется хадис, дошедший до нас от пророка (салляллаху алейхи ва саллям) путем мутуватир, то нам категорически недопустимо противоречить ему. Мы однозначно говорим, что если некто противоречит мутаватиру, то он ошибся, а если так поступит, то так и тд … Но ученые говорят, — и это и есть вершина ясности и сохранности пути знания, — что есть огромное множество хадисов ахад, и то, что они являются ахад, не означает, что они не имеют доказательной силы. Кто вам сказал, что доказательная сила имеется только в однозначных текстах? Это основа мазхаба коранитов, они полагают, что доказательная сила имеется только в однозначных текстах. Но религия не ограничена лишь на одних однозначных текстах. Религия состоит и из того, что однозначно, и того, что неоднозначно, предположительно. И то, и то является религией. Религия состоит из текстов различной степени, она состоит из прямых текстов «мансус алейх», и из обобщенных текстов «муджмаль». Так же в ней есть тексты неясные «муташабих» для многих людей и есть ясные тексты «мухкам». И это все относится к религии. Так каким же образом вы можете говорить: мы не относим к религии, кроме того, что несет в себе однозначность. Подобное отношение к религии есть бид`а. Никто еще такого не говорил.

Ведущий: Слова спрашивающего, что ашариты отвергают хадисы ахад безосновательны?

Шейх Саид Фуда: Безосновательны. Нет этому подтверждения ни в тафсирах, ни в книгах таухида, ни в толкованиях хадисов, ни в каких книгах ученых ашаритов. Нет этому подтверждения.