Четыре мазхаба — совокупность школ сподвижников

Шейх Сайф Али Аль-Асри
Смотреть видео

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину, Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам.

Любимые и уважаемые мои братья, мы посвятим эти минуты разговору об очень важном вопросе. И этот вопрос, связан с наукой Исламского права (фикх). Во-первых, почему я вижу его чрезвычайно важным? Сегодня мы живём в рамках мазхабов суннитов, мазхабов ахлю-с-сунны… мы живём в рамках четырёх мазхабов ахлю-с-сунна: ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском. И Исламский мир принадлежит этим четырём мазхабам. Разумеется, эти четыре мазхаба ничто иное как юриспруденция и понимание, вытекающие из шариатских текстов. Мазхабы – в своей сути, это применения слов Аллаха: «…его от них узнали бы те, которые могут исследовать его…», также, они и есть суть применения слов Аллаха: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания», — так вот, в этом-то и заключается суть мазхабов. Однако, как мы пришли к такому положению дел?  Коран ниспосылался благородному пророку (мир ему и благословение Аллаха),  наивеличайшему нашему любимцу, и он выводил из известного ему, выносил правовые заключения в разрешении вопросов в его время. Поэтому, люди жили, пребывая между Книгой Аллаха, Могуществен Он и Велик, и Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и благородный пророк, мир и благословение Аллаха ему, пребывал среди них. Когда с ними приключалась беда, они спрашивали у пророка, мир ему и благословение Аллаха. Когда у них возникало какое-либо дело, они обращались к пророку, мир и благословение ему. Был ли кто-либо занимающийся иджтихадом, во времена пророка, мир ему и благословение? Выносили ли решения сподвижники на основе своих взглядов и своего иджтихада? Ответ на этот вопрос – Да. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, либо указывал на их правоту, либо предупреждал их об ошибке, которая была допущена. Так, например один из них был в пути, и оказался в состоянии осквернения, он попытался сделать очищение пылью, словно извиваясь в ней, предполагая, что он должен довести пыль до всех участков тела, подобно как это необходимо при полном ритуальном купании (гусль). И он подумал, что такое очищение должно было происходить таким же образом, как и полное ритуальное купание. Когда же он пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, он разъяснил ему, что достаточно было бы «чтоб ты сделал своими ладонями так-то…», — и разъяснил ему исполнение таяммума, и, что таяммум, будь то малое очищение или большое, заключается в протирании области лица и рук.

Умер, пророк, мир ему и благословение Аллаха, но он оставил нам Книгу Аллаха и свою Благородную Сунну, и побудил нас, чтоб мы возвращались к имамам верного руководства, благоразумным и способным выносить решения из Корана и Сунны, и сказал: «Вам надлежит придерживаться моей Сунны и Сунны Праведных Халифов, руководствующихся верным руководством, после меня! Держитесь за это коренными зубами!».

Сподвижники, и во главе них халифы Абу бакр, `Умар, `Усман и `Али, занимались иджтихадом в понимании шариатских текстов, и либо приходили к единому мнению, либо разногласили, подобно тому как разошлись мнениями Абу Бакр и `Умар в некоторых нюансах унаследования. И тем не менее, остальные сподвижники обращались к тем сподвижникам, которые понимали значения аятов и  хадисов, и которые разумели цели шариата. Их спрашивали. Поэтому, например, когда, разошлись во мнениях 70 человек из числа сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то они обратились к мнению Ибну `Аббаса, подобно тому, как это пришло в некоторых преданиях. Таким образом, одни из них обращались к другим за пониманием шариатских текстов, и это при том, что они были чистокровными арабами, сподвижниками пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тем не менее… Одни из них обращались к другим, к обладателям знания среди них, к ученым иджтихада.

Эпоха сподвижников — была эпохой построения Исламского Государства, джихада, и т.д., и не была эпохой написания и составления книг. Отсюда, все книги, что написаны в науке хадисоведения или толкования Корана, или по любой другой науке, поистине, они были написаны после этого поколения. Однако сподвижники обучали других, посвящали часть своей жизни этому.. Так, например, Ибну `Аббас имел школу, и у него были ученики, обучающиеся у него, `Абдуллах ибн `Умар также, и `Абдуллах ибну Мас`уд в Куфе, пока не заполнил её знанием, и таким образом возникли эти школы, которые основали и сформировали сподвижники, да будет доволен ими Аллах и их ученики.

И их учениками были в основном табиины и они передали знание поколению, следующему за ними. Затем, после всего этого, Всевышний Аллах создал для этой религии мужчин, которые понесут её, будут размышлять о ней и изучать её.

Так вот, среди них и были Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи`и и Ахмад, которые стали во главе этих правовых школ, которые, в сущности, были ничем иным, как совокупностью школ сподвижников. Так, школы `Абдуллаха ибн `Умара и `Абдуллаха ибн `Аббаса, в Мекке и Медине, служили тем, к чему обращался Имам Малик в своём иджтихаде; да, он вывел новый иджтихад, произвёл извлечение доводов по новому, однако, его обращения и основы восходили к этим сподвижникам. Подобно тому и Имам Абу Ханифа: в своём большинстве его иджтихад идёт от школы Ибну Мас`уда.

Таким образом, четыре мазхаба были теми рамками, которые вбирали в себя иджтихад сподвижников, таби`инов и тех кто были после них, и, следовательно, четыре мазхаба не являются далёкими от Корана и Сунны, напротив, они и есть сущность Корана и Сунны, и они — суть понимания праведных предков: сподвижников, табиинов и тех, кто следом за ними.

Именно поэтому в целом все исламские учёные: из числа  мухаддисов, толкователей Корана, языковедов — все они придерживались этих мазхабов, без какого-либо фанатизма. И когда человек был определённого мазхаба, если он, например, был шафиитом, брал иджтихад мазхаба Имама Шафи`и, затем брал иджтихад крупных учёных мазхаба аш-Шафии… и вот по такому принципу становились эти суннитские мазхабы. И они любили другие, и почитали другие, и поистине, эти мазхабы были милостью для Уммы.

Я прошу у Могущественного Аллаха для нас и для вас счастья и успеха… Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!