Есть ли разница между ильм аль-калям и вероубеждением?

Шейх Саид Фуда
Смотреть видео

Существует ли разница между ильм аль-калям и ильм аль-акаид? Есть ли нечто под названием ильм аль-акаид и что-то другое, называемое ильм аль-калям?

Да, есть. Многие учёные говорят, что есть разница между ильм аль-акаид и ильм аль-калям. Какая же разница между ними? Мы сказали, что ильм аль-калям – это разъяснения религиозных убеждений с объяснением доводов, подтверждающих их, и рассеиванием сомнений. И эти три составляющих вместе называют ильм аль-калям, или ильм усуль ад-дин, или асма ва сыфат. Некоторые ученые сказали, что первую составляющую ильм аль-калям – религиозные убеждения без доказательств, которые сами по себе и являются целью, – мы называем ильм ат-таухид. Знание только вероучения это и есть ильм аль-акаид. Когда же человек углубляется в тему и нуждается в доказательствах, которые бы подтвердили эти убеждения, или нуждается в методе, которым бы он рассеял сомнения в этих убеждениях, то ему необходим ильм аль-калям! Ильм аль-калям объясняет ильм ат-таухид, оперирует доказательствами и рассеивает сомнения. Поэтому они сказали: «Ильм аль-калям не обязательна для всех людей: некоторым она нужна, а некоторым нет. Однако всем людям надо знать убеждения – каждый обязан изучить основы ильм ат-таухид». Кто-то сразу соглашается и придерживаются этих убеждений по разным причинам, а кто-то требует доказательств. И тогда приводят доказательства из ильм аль-калям. А у кого-то в сердце возникают сомнения, они говорят, например: «Я сомневаюсь в Существовании Аллаха, или в Его Знании, или в Его Силе…» Тогда обращаются к ильм аль-калям и ему отвечают: «Твоё сомнение развеивается тем-то и тем-то». Но мы не можем насильно сохранить в нем исламскую веру. Суть этой науки – разрушить препятствия и снять завесы, которые порой мешают верить в основы религии правильно. После этого человека оставляют наедине со своей волей: действительно он желает верить в то, что стало ему ясно как истина, или хочет упорствовать в своих страстях?! Мы не можем принудить его сердце верить, но можем сказать ему: «Это убеждение доказывается так-то и так-то, а сомнения устраняются так-то и так-то». Мы можем мягко призывать его, прививать ему любовь к Исламу. А больше, чем это, мы не в силах сделать, здесь нет места принуждению, но то, что нам подвластно, мы обязаны исполнять.