Имам аш-Шафии — Поборник Сунны (Часть 2)

Смотреть видео 

Вся хвала Всевышнему Аллаху. Благословение и приветствие посланнику Аллаха, нашему господину, пророку Мухаммаду, а также его семейству и сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракатух. Итак, после того как имам Аш-шафии составил основу своего мазхаба в почтенной Мекке, он вернулся в Багдад учёным и достигшим степени позволяющей диспутировать с великими учёными. Возможно он вернулся для того, чтобы объявить о своём самостоятельном мазхабе.

И после того, как он немного обосновался в нем, он открыл свои уроки в мечети «Аль-Джамиъ аль-кабир». В этой мечети проходили десятки уроков. И не прошло и нескольких дней как большинство из них закрылись, а аудитория его уроков стала [только] увеличиваться.

Он возвысил значимость аргументации сунной и оказал поддержку хадисам аль-ахад, благодаря чему его и прозвали «Насыр аль-хадис» (Поборник Сунны). Он оставался там два года.Он продолжал странствовать между Меккой и Багдадом. Затем предопределение Аллаха привело его в Египет в 199 году по хиджре, когда ему ещё не исполнилось 50-ти лет.

В Египте он основал свой новый мазхаб  и [там же он] скончался, после того как наполнил поверхность Земли знаниями, в возрасте 54 лет.

Разница между двумя его мазхабами, старым и новым, скрывается в [тех] вопросах, которые он пересмотрел и его иджтихад  по ним изменился. И это не значит, что он изменил своим прежним принципам. Его достоинство отмечали многие учёные богословы. Из них имам Ахмад ибн Ханбаль, который сказал про него: Когда мне задают вопрос, относительно которого я не знаю хадиса, я отвечаю на него словами Аш-Шафии, потому что он имам из курайшитов. А от Пророка передано, салля Ллаху аляйхи ва саллям, то, что он сказал: «Учёный из курайшитов заполнит Землю знаниями». Его сын Абдуллах спросил отца о нём: «Каким человеком был Аш-Шафии? Я часто слышу, как ты делаешь за него дуа». На что имам Ахмад ответил: «О сынок, он был словно солнце для этого мира и здоровье  для людей».

[Как то] Ибрахим Аль-Харби спросил Имама Ахмада о нём и он ответил: «[Передаваемый от него] хадис – достоверный, а собственное суждение – правильное».

Исхак ибн Рахавайх сказал о нём: «Кто бы что не утверждал, полагаясь на собственное суждение» — тут он перечислил некоторых имамов, достигших степени иджтихада – «Нет такого, у кого есть больше последователей и меньше ошибок, чем у аш-Шафии». Некоторые имамы делали особое дуа для [имама] Аш-Шафии, а в иной раз молились за него в [своих] намазах. Из них Яхъя ибн Саид Аль-Каттан. Он говорил: «Я молюсь за Аш-Шафии, делая для него отдельное дуа». Также Абдурахман ибн Махди, [который] говорил: «Какой бы намаз я не совершал, в каждом из них я делаю дуа для Аш-Шафии». Также имам Ахмад ибн Ханбаль, [который] говорил: «[Есть] шесть человек, которым я делаю дуа на рассвете. Один из них Аш-Шафии».

Из его бессмертных слов: «Я бы хотел, чтобы люди изучали эти знания, но не относили ко мне ничего из этого». Он также сказал: «Я не знаю другой науки после науки о дозволенном и запретном более благородной чем медицина. Однако люди писания превзошли нас в этом». Хармаляту бну Яхья, его ученик, сказал: «Аш-Шафии сожалел о том, что мусульмане потеряли знания медицины и говорил: «Они упустили треть [всех] знаний и доверили её иудеям и христианам».

 [Дорогие] братья и сёстры. Я выделил для Аш-Шафии две передачи. А до этого я выделил [также] две передачи для Умара ибн Абдуль Азиза. И это по причине их великого достоинства.

Одного в научной сфере, а другого на арене правления. И единогласны учёные-богословы в том, что оба они обновители религии.

Один  поэт сказал:

Среди ушедших от нас благословенными

Были: Халиф Умар сын Абдулазиза;

И проницательный учёный аш-Шафии

Что связан был с Пророком по знаниям и родству

А стремишься ли ты стать обновителем религии?