Изменись в Рамадан!

Шейх Абдул Илях Арфадж
Смотреть видео

С  именем Аллаха Милостивого, Милосердногоо. Вся хвала принадлежит Аллаху. Самые полноценные благословение и приветствие — нашему господину и пророку Мухаммаду, а затем: уважаемые братья и сёстры, мир вам, милость Аллаха и Его благословение. Лучшее, чем я могу начать свою речь, — поздравление вас с наступлением благословенного месяца рамадан, да примет Аллах от нас всех пост и совершение молитв в этом месяце и освободит наши шеи от огня Ада.

Уважаемые братья, обычаем пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было то, что, когда наступал месяц Рамадан, он говорил: «Пришёл к вам месяц Рамадан, благословенный месяц, в котором Аллах предписал вам поститься. В этом месяце открыты врата Рая, а врата Ада закрыты, и шайтаны заковываются. У Аллаха в нём есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Тот, кто лишён её блага является истинно лишённым», — хадис передали Ахмад и ан-Насаи.

Уважаемые братья и сёстры, этот благословенный месяц отличается от всех остальных месяцев; в нём есть такие исключительные качества и отличительные черты, которых нет ни в каком другом. О его достоинстве передаётся множество хадисов, но я выбрал лишь один, собравший в себе сразу ряд особенностей, которые нам стоит учесть и использовать. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда наступает первая ночь месяца рамадан, шайтаны и непокорные джинны заковываются в оковы; открываются врата рая, и ни одни из них не закрываются; закрываются врата огня, и ни одни из них не открываются, и глашатай возглашает: «О стремящийся к благу, начинай [совершать добро]! О тот, кто стремится ко злу – прекрати!» И есть у Аллаха в этот месяц люди, которые освобождаются от наказания в аду, и это происходит каждую ночь», — хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Слова: «… и это происходит каждую ночь» относятся к тем достоинствам и особенностям, что упомянуты в хадисе.

В соответствии с этим и другими хадисами, одной из перемен в порядке мира, происходящих в рамадан, является то, что шайтаны и непокорные джинны заковываются в цепи и связываются, по причине чего они не могут наущать человеку и оказывать на него воздействие так, как делали это в остальных месяцах. Другое изменение — то, что открываются врата рая, и на протяжении всего месяца не закрывается ни одна из его дверей, и в этом содержится указание на то, что в другое время некоторые двери рая закрывались. Дело с вратами ада обстоит наоборот — они на протяжении всего месяца остаются закрыты, и ни одна из них не открывается, что также указывает на отличие от положения остальных месяцев.

В месяце рамадан  появляются некоторые новые задачи ангелов — так, каждую ночь глашатай возглашает: «О стремящийся к благу, начинай [совершать добро]! О тот, кто стремится ко злу – прекрати!» Данное обращение направлено ко всем верующим: поступающему хорошо и совершающему дурные поступки, праведному и нечестивому. Это призыв поступающего хорошо к тому, чтобы он делал ещё больше благих дел, и призыв совершающего дурное к тому, чтобы он прекратил, покаялся и вернулся к Аллаху, свят Он и Велик. Пятый момент в этом хадисе — то, что Аллах каждую ночь этого месяца освобождает группу людей от наказания в аду.

В некоторых хадисах, передаваемых путями, часть которых не лишена слабости, пришла конкретизация количества освобождаемых Аллахом каждую ночь. Аль-Байхакы передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах освобождает от огня каждую ночь рамадана шестьдесят тысяч человек. Когда же наступает день разговения, Аллах освобождает столько человек, сколько освободил за тридцать раз в течение месяца — по шестьдесят тысяч, по шестьдесят тысяч».

Итак, братья и сестры, вы видите, что этот месяц — месяц перемен: меняются порядки рая, ада, ангелов, шайтанов и люди освобождаются от огня ада. Обычай разумных людей сложился таким образом, что они идут в ногу с изменениями. Например, студенты университетов и высших учебных заведений выбирают те специальности, которые, по их мнению, гарантированно или наиболее вероятно будут востребованы при изменении состояния рынка труда. Временами люди посвящают себя одному направлению: медицинским и фармацевтическим  специальностям, инженерии, английскому языку, программированию и тому подобному. Что толкает их на выбор этих специальностей, хоть они, например, сложны? Соответствие мировым, региональным и государственным изменениям спроса на квалифицированных специалистов для  работы в разных сферах рынка.  В качестве примера можно привести и торговцев: торговец выбирает то, что гарантирует ему бо́льшую прибыль; каждый раз он закупает те товары и марки, которые гарантированно будут соответствовать требованиям рынка.

Преподаватели и исследователи в различных организациях и университетах выбирают темы для исследований и тесты, которые приводят к развитию нашего мира, поэтому для университетского преподавателя и студента неправильно заниматься специальностями, которые уже не востребованы и в которых не нуждаются люди. Всегда должно быть развитие и соответствие происходящим изменениям. Это — то, что делает основная часть людей и разумные из их числа в своей жизни. Если мы узнали о переменах в месяце рамадан, то что мы должны сделать, чтобы соответствовать им? Изменений очень много, но я затрону лишь часть того, в чём мы должны соответствовать.

Из числа этого — укрепление ощущения того, что Аллах наблюдает за нами. Когда постящийся остается наедине с едой и питьем там, где его не видит никто, кроме Господа, при том, что он хочет есть и пить, его останавливает от принятия пищи ощущение и осознание наблюдения Аллаха за ним. Подобное должно усилить в человеке это ощущение. Если человек остался наедине с греховным, или он сидит в кабинете сдачи экзаменов и знает, что учитель его не видит, ему надлежит ощутить, что Аллах видит его. Это степень осознания наблюдения Аллаха, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Ихсан — это чтобы ты поклонялся Аллаху, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то Он видит тебя».

Второй пункт — обуздание души, её прихотей и желаний. Когда душа толкает человека к принятию пищи и питью, но он удерживает её от совершения запретного — это то, что делает человека хозяином собственной души, делает её покорной, подобной кольцу на пальце, а не она командует им и ведёт его, куда пожелает. Это великая цель, как сказал Всевышний Аллах: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность ее и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто облёк её в грех» [Сура «Солнце», аяты 7-10].

Третье — необходимо привыкать к терпению. Когда человек постится, оставив еду и питьё на протяжении долгих часов, хоть душа и тянет его поесть и попить и ничто не препятствует этому, это должно приучать его к терпению и в остальных видах поклонения и оставлении греховного. Также мы должны ощутить, что испытывают наши бедные братья, которые не находят необходимой пищи для себя. Это должно побудить нас к щедрости, в нас должно появиться стремление к взаимной поддержке и возрасти проявления взаимовыручки.

Пост, помимо прочего, приводит к ослаблению воздействия шайтана на человека. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан движется в  человеке подобно крови». Если воздействие шайтана на человека ослабнет, то, скорее всего, подобное состояние продолжится и в остальных месяцах.

Уважаемые братья, среди праведных предшественников были те, кто полностью менялся в месяц рамадан. Передается, что имам аш-Шафии обычно прочитывал Коран за день, а, когда наступал рамадан, он прочитывал его дважды: один раз — днём, а второй — ночью. Табиин аль-Асвад ибн Язид умер в 75 году по хиджре… Абу Нуайм в «Аль-Хилья», а аз-Захаби в «Ас-Сияр» упомянули, что он прочитывал Коран полностью во время рамадана за две ночи, а в остальное время прочитывал его в течение шести ночей или дней. Табиин Катада ибн Даама ас-Садуси, да помилует его Аллах, умер в 118 году по хиджре. Биографы упоминают, что он прочитывал Коран за семь ночей; когда наступал рамадан — за три ночи, а при в последние десять дней рамадана — каждую ночь. Посмотрите на это соответствие изменениям, уважаемые братья.

Если говорить в целом, братья и сестры, то это и есть то, о чём я говорю: рамадан — месяц изменений [порядка многих вещей] и соответствующего изменения [происходящего в нас самих]. Подобно тому, как в качестве почтения и щедрости от Аллаха творениям, меняется мир, чтобы они устремились  к Нему, и Он даровал им ценную незаменимую возможность, нам следует соответствовать этим переменам и меняться самим. Мы просим Аллаха улучшить наше состояние наилучшим образом, освободить нас всех от наказания адом, ведь, поистине, Он — Слышащий, Отвечающий. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, Его семейство и всех сподвижников.