Спрашивающий: Шейх, у меня к вам есть вопрос. Мы говорим, что те вопросы акыды, в которых есть разногласия, не предназначены для простолюдин, не для них, а предназначены для ученых.
Шейх: Обобщённая информация [по этим вопросам] — для простых мусульман и для учёных, а детали уже для специалистов.
Спрашивающий: Да, и эти детали… Когда мы говорим, что нам не позволительно показывать эти темы простолюдинам, некоторые люди говорят, что напротив, нам нужно разъяснять им эти темы, чтобы они не ошибались. Ибо уже есть те, кто разъясняют им эти темы неверно, и мы обязаны разъяснять… разъяснять эти вопросы, в соответствии с правильным вероубеждением. То есть кто-то там почитал что-то, и пошли смуты среди простого народа, которые не знают и не погружаются в науку. Вот такой случай. И как же следует действовать в этом вопросе с простолюдинами, [разъяснять ли им детали вопросов акыды в которых есть разногласия]?
Шейх: Говоря об этом вопросе, нужно рассмотреть две стороны. Первая сторона — это то, что мы советуем другим, тем, кто изучает исламские науки, то есть студентам, из любого течения, чтобы они не вводили простолюдин в детали акыды, потому что для простолюдин во вхождении в подробности акыды нет пользы, и есть вред. Почему это вредно? Потому что они поймут неправильно, и у них появятся сомнения, проблемы и вопросы. Поэтому мы, во-первых, советуем тем, кто изучает исламские науки, даже если они из других течений, говорим им: «Вот такой-то из ваших шейхов, такой-то из ваших учёных сказал, что не следует вводить простолюдин в детали акыды». Например, возьмем современную саляфитскую школу. Мы говорим им: «Вот так-то и так-то сказал Ибн Таймийя». И у Ибн Таймийи много текстов, где сказано о том, что нам не следует вводить простолюдин в детали вероубеждения, и им достаточно обобщенной информации об акыде. Это первый момент.
Второй — простые мусульмане. Мы также обращаемся к простым мусульманам и советуем им: «О, простые мусульмане, вы не спрашивайте и не слушайте о деталях вероубеждений, потому что вы не поймете их, и можете понять неправильно, и это может привести вас к сомнениям, вопросам и проблемам». Но если найдётся тот, кто все же сообщит им детали ложной акыды, и эти сомнения, укоренятся в их сознании, зацепятся в их сознании, и разумеется, это коснется только некоторых людей, то мы поговорим с этими некоторыми, в чьём сознании укоренились сомнения, противоречащие убеждениям Ахлю Сунна, об этих деталях, и скажем им: «То, что вы поняли из слов такого-то — неверно. И правильный ответ таков…». Но это не будет касаться всех-всех. Это будет касаться лишь некоторых, кто услышал сомнения, и эти сомнения зацепились в их сознании, чтобы они поняли речь. В противном случае, если кто-то не поймет, мы скажем ему: «О брат, тебе достаточно обобщённой информации, и не слушай деталей, забудь те детали, которые ты слушал, раз ты не понимаешь их смысла». И я уверен, что 90% простых мусульман, да даже некоторые из образованных людей, не говоря уже о простых мусульманах, не поймут, если начать рассказывать детали. Мы говорим им не слушать ничего об этом, чтобы они не слушали это вообще и забыли. Если у вас есть какие-то сомнения, то какие именно, чтобы мы ответили вам на эти сомнения, которые застряли в ваших головах. Иначе, если его спросить, то он скажет: «Я не понимаю, о чем идет речь». Если кто-то будет говорить с простыми мусульманами о деталях вероубеждения, а потом спросить простых мусульман, что он сказал, они скажут: «Мы не поняли, что он сказал». И они могут понять неправильно. В общем, это зависит от уровня людей. Таков обобщенный ответ касающийся упомянутых деталей, таков…
Спрашивающий: Если эти сомнения из детализированных тем распространились публично, то ответ тоже должен быть публичным?
Шейх: Как мы уже говорили, мы говорим простолюдинам… что им не следует изучать подробности, и если они все же наслушались подробностей вопросов акыды не специально, спрашиваем: какой вопрос вертится у вас в мыслях? Мы ответим на то, что зацепилось в их сознании. Но, к сожалению, мы живём в такое время, в век интернета, спутникового телевидения и социальных сетей, когда все слушают. Если человек не услышал в мечети, он услышит по телевизору, если не по телевизору, то услышит в интернете эти детали. Поэтому мы советуем им не вникать в эти детали и советуем им спрашивать, спрашивать о каждом сомнении, которое застряло в их сознании. Также есть разница, когда ты обращаешься к людям в мечети или обращаешься к людям в социальных сетях. В социальных сетях, когда ты обращаешься к тем, кто связан с исламскими науками, и когда обращаешься к простолюдинам. Поэтому также нужно делать оговорку, когда ты обращаешься к тем, кто связан с исламскими науками, говорить им: «этот урок, эта встреча, эта тема — для студентов. Эта тема не подходит для прослушивания простолюдинам». Простолюдинам не следует слушать об этом, потому что они не поймут или поймут неправильно. Поэтому нет проблем в публичном освещении [этого] в социальных сетях, если делать эту оговорку. И как мы уже говорили, ну… например, в пятничной проповеди, куда приходят простые мусульмане… там тоже не следует упоминать подробные детали. Но в социальных сетях, с оговоркой, что то-то для специалистов или для студентов исламских наук… Хотя и даже некоторые студенты не являются специалистами и могут не понять. Например, человек изучает фикх, но не изучает акыду, даже если он студент. Изучает фикх, но не изучает вероубеждение и не понимает, что ты говоришь. Я думаю, что даже присутствующие сейчас не поняли всего, что я сказал, а они являются студентами исламских наук. То есть, думаю, некоторые братья не поняли 20% из того, что я сказал, а некоторые братья, возможно, поняли 50%, а некоторые, возможно, 80, а кто-то на все 100%. Каждый в зависимости от своей специализации и понимания. Некоторые люди, даже если они студенты, изучают исламские науки в какой-то области, они могут быть простолюдинами в другой области. Например, кто-то может быть студент в фикхе, но при этом он простолюдин в вопросах акыды, и тогда это относится и к нему. Потому что ему нужны знания основ и определённый уровень, для понимания того, что говорится.
Но в общем, тот, в чьём сознании застряло какое-то сомнение, нет проблем в том, чтобы разъяснить ему подробно, пока это сомнение не исчезнет, будь то один человек или несколько. Но у всего своё место и время, и для каждого случая — свои слова. Обращайте внимание вот на что, несут ли ваши слова пользу или вред… во всём, что вы говорите.
Спрашивающий: Есть ли польза в диспутах на которые будут смотреть простолюдины?
Шейх: Если вести перед простолюдинами, то нет пользы. Польза будет, если вести их перед студентами. И нет проблем в том, чтобы диспутировали… чтобы диспутировали… один учёный с другим учёным. Один утверждает, что он из числа ахлю-Сунны, и другой утверждает, что он тоже из числа ахлю-Сунны, хотя один из них по сути противоречит убеждениям ахлю-Сунны, а другой в согласии с ахлю Сунна, или наоборот… …нет проблем, чтобы они диспутировали, и чтобы их диспут слушали студенты и учёные, будь то это диспуты в социальных сетях, по телевизору или ещё где-то, или через книги, или в мечети, или ещё как-то. Но не следует, чтобы простолюдины присутствовали при этом. Почему? Потому что они ничего не поймут из того, что они скажут. Это должен быть диспут между специалистами, и его слушают специалисты. Если это так, то хорошо. А если это не так, то в этом нет пользы, а скорее будет вред.
Спрашивающий: Многие из тех, кто проводят диспуты… …и арабы, и не арабы… Например, некоторые сейчас в нашей стране проводят эти диспуты… И в этих диспутах напрочь отсутствует уважение и так далее. Что вы посоветуете им…
Шейх: Это уже другой аспект, и он самый важный. Да. А именно, когда диспутируют специалисты, их диспут должен быть на основе знания и этики, в соответствии с правилами полемики и диспута. Есть такая наука, называется «наука полемики и диспута». Вы наверняка слышали о ней, и некоторые из вас изучали её. У полемики и диспута, как у науки, есть свои правила. И помимо этих правил, должны быть еще знание и этика. Правила, знания, и этика, когда мы диспутируем. Если этого нет, то вреда от такого диспута будет больше, чем пользы, а греха больше, чем вознаграждения. То есть эти диспуты которые раньше проводились среди предшественников, проводились с знаниями и этикой, будь то диспуты по вопросам фикха или вероубеждения.
Мы видим это у некоторых людей здесь и в наше время, но это редкость. Но в большинстве случаев диспуты [полны] невежества, без знания правил диспута, и без знания той науки, о которой они спорят, и без этики присущих ученым и знаниям. Поэтому большинство диспутов лучше оставить, чем проводить. Имам аш-Шафии сказал очень хорошие слова. О чем он сказал? «Я не диспутировал ни с кем, кроме как с желанием, чтобы Аллах явил истину с его уст». Почему? Он сказал: «Потому что я знаю по себе, что я принимаю истину от любого человека, и боюсь, что, если Аллах даст истину моему языку, и истина будет на моём языке, его же эго (нафс) охватится грехом и отвергнет истину, чтобы одержать победу».
Потому что большинство людей хотят одержать победу, и это действительно так. Большинство людей хотят одержать победу, даже через ложь.
Шейх Абдул-Фаттах аль-Яфии