«О Аллах, надели нас верой старцев Найсабура!»

Шейх Саид Фуда
Смотреть видео

Наш уважаемый шейх спрашивает: «Какова достоверность передаваемых слов, которые относят к имаму Рази, а также и к другим ученым, таким как Джувайни, где они просят Всевышнего Аллаха, чтобы Он наделил их верой, которая была у простых старцев, а в некоторых других сообщениях сказано: «О, Аллах! Надели нас верой простых старцев Найсабура!», так прямо и сказано в цитате «простых старцев Найсабура». Наш уважаемый шейх (да воздаст Аллах ему благом) спрашивает, на что указывают эти слова (каков смысл этих слов) и установлена ли достоверность этих слов от имама Рази и других ученых.

В действительности я не нашел достоверной цепочки передач (иснад) ни от имама Рази, ни от других ученых. Однако, чаще всего я не останавливаюсь (ограничиваюсь) установлением цепочки передач, я смотрю на эту цитату, не обращая внимания, установлена ли достоверность принадлежности слов имаму Рази, Джувайни или какому-то другому ученому. Смысл не заключается в том, установлена ли цепочка передач или нет, однако я смотрю на то, каков смысл этих слов.

Данная цитата приводится во многих книгах по вероубеждению. Из числа книг поздних ученых — книга имама Сануси, где он приводит ее от ранних ученых. Смысл данных слов, согласно тому, что я обнаружил в книгах ученых, среди которых имам Сануси, Сауддин Тафтазани и других известных богословов, заключается в следующем: на всем протяжении своей жизни человек постепенно развивается и поднимается (продвигается) – вначале он маленький ребенок, затем становится юношей (подростком), далее – взрослым человеком, а потом и стариком – таким образом проходит взросление. Молодой человек, чувствующий себя достаточно взрослым и убежденным в отношении какой-либо вещи (вопроса), подвержен изменению своего мнения или склонен к смешиванию разных взглядов. К примеру, на его твердую позицию в отношении его убежденности в определенном вопросе может повлиять мнение другого человека. Например, некий юноша ашарит, подойдет к нему салафит и начнет убеждать его в своей идеологии, естественно, это может повлиять на мнение юноши, он засомневается в своей правоте и может отойти от пути ашаритов. Или другой пример, который может произойти и с представителем шиитского направления: парня-шиита может смутить высказывание ашарита, который будет утверждать, что у шиитов слабое (неточное) доказательство в каком-то вопросе. При таком раскладе вполне возможно, что парень-шиит попадет под влияние слов ашарита. Это часто объясняется его молодым и не совсем окрепшим умом и склонностью к изменениям приоритетов.

Ученые говорят, когда человек взрослеет, он меньше склонен влиянию того, что слышит. То есть, всякий раз, когда человек проходит определенный этап взросления, он все больше утверждается и укрепляется в своих убеждениях, даже если убеждения, которые у него имеются являются ошибочными, и он не обращает внимание ни на что другое. Это то, что случается чаще всего: даже если убеждения, которые есть у него являются ошибочными, он все равно утверждается и укрепляется в них, и руководствуется ими, и нет у него возможности (желания) изменить свое мнение. Значит всякий раз, когда человек взрослеет, наряду с этим у него увеличивается и укрепляется его убежденность, и он не обращает внимание, верны или неверны, правильны или неправильны эти убеждения.

Теперь ученые говорят: «О, Аллах! Надели нас верой простых [старцев] Найсабура!». В чем мудрость этих слов, какова особенность, которой отличаются старцы Найсабура от жителей других местностей?!

Найсабур являлся городом знаний, он был знаменит своими известными учеными. Знания того, кто в Найсабуре прожил всю свою жизнь до самой старости, указывают на то, что он приобретал их с ранних лет, в годы своей юности под руководством известных и выдающихся ученых имамов, и продолжал расти на этих убеждениях до самой старости. И в результате он стал тем, кто утвердился на них (этих убеждениях). Тем самым он приобрел две пользы: первая польза – это то, что он получил правильные убеждения, основанные на доказательствах в ранние годы и продолжал расти до самой старости; вторая — к этой уверенности на доказательстве добавим уверенность устойчивости и спокойствия, которую приобретает каждый человек в преклонном возрасте. Судьба жителя Найсабура преклонного возраста говорит о том, что в юные годы он был ищущим знания и потом в нем утвердились знания, и так он дошел до преклонного возраста. Как правило, невозможно, чтобы такой человек отошел от своих убеждений и потому ученые говорили: «О, Аллах! надели нас верой простых [старцев] Найсабура!».

Уважаемый шейх, я иногда рассказываю эту историю на своих уроках, которые провожу с братьями и говорю им о том, почему эти ученые не сказали, например, так: «О, Аллах! надели нас верой простых [старцев] Аммана!», поскольку мы — жители Аммана или «О, Аллах! Надели нас верой простых старцев местности аз-Зарка!» либо верой старцев других местностей, жители которых не отличаются учеными людьми и просвещенностью в вопросах вероубеждения. Они выбрали город, известный знанием, своими учеными, и старцы этого города, живущие среди ученых, наряду со своим преклонным возрастом и прочными убеждением, получили правильное вероубеждение, основанное на доказательствах. И по этой причине все ученые говорили: «О, Аллах! Надели нас верой простых старцев Найсабура!». Ученые обращались с этой мольбой не потому, что те старцы ничего не знали, а ввиду того, что у них была твердая и прочная уверенность, построенная на правильных доказательствах. Аллах знает лучше!