Разногласие учёных — милость?

Смотреть видео
Шейх Абдул Илях Арфадж

Ведущий: Благодарим вас, уважаемый шейх.

Малик, Ахмад и аш-Шафии,
Абу Ханифа – имам и табиин,
Следуют прямому пути  от Аллаха, под сенью Его милости.
А разногласие же, является милостью для этой общины.

Шейх: Подобны этим же строки из назму «Аз-Зубад» по шафиитскому фикху:

Аш-Шафии, Малик, Ну’ман,
Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян,
И другие имамы,
Следуют прямому пути, а расхождение же – милость для уммы.

Также и в «Джаухарату Ттаухид» говорится:

За Маликом и другими имамами,   как и Абулькасимом
Являющимися нашими наставниками,

Всегда обязан следовать ты,        
Ученые строго нам довели!

Да воздаст Аллах им благом.

Ведущий:  Здесь, скорее всего слова «Разногласия в моей умме являются милостью для них» взято из хадиса.

Шейх: Да, в хадисе говорится, приводится в хадисе слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Разногласия моей уммы является милостью для них». Однако ученые считают этот хадис слабым. Он слаб своей цепочкой, но считается достоверным по содержанию. Бывают такие хадисы, которые цепочкой слабы, но текст хадиса признан, как достоверный, из-за того, что есть доводы, подтверждающие смысл этого текста. Путь пророка (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствует об этом. Еще со времен сподвижников (да будет доволен ими Аллах) бывали расхождения между учеными. Как говорил Умар ибн Абдулазиз (да будет доволен им Аллах): «Меня бы не обрадовало, если бы сподвижники пророка Мухаммада не расходились во мнениях». Говорит, что не радовался бы тому, что между сподвижниками нет расхождений во мнениях, если в каждом вопросе у них было бы одно мнение, я не был бы этому рад.

Имам Малик – удивительная личность, показывает нам самые необыкновенные назидания. К нему явились трое из наместников Аббасидской династии: Абу Джафар аль-Мансур, Махди и Рашид.

Повторялась передача хадиса каждый раз, когда читали до одного из этих троих. Они сказали, чтобы записывали книгу «Муватта» и его книги, и распространяли их по всем краям земли и вменяли то, что там, в обязанность людей.

И для имама это было прекрасной возможностью, и если бы дело дошло до того, что они стали бы считать, что он говорит истину, а все остальные – ложь. То может Малик сказал бы: Распространяй по миру и вменяй в обязанность эти положения.

Однако Малик сказал: Нет, о, правитель правоверных, сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находящиеся в различных городах, расходились между собой во мнениях. И в каждом из этих городов образовался порядок, который основал тот или иной сподвижник, и его жители следуют этому. То есть этот порядок стал для них уже в порядке вещей, обычаем, а отвратить людей от того, к чему они привыкли, очень трудно.  И Абу Джафар сказал: «Если бы ты подчинился мне, я бы повелел это». Это все истинно указывает на то, что расхождение ученых во мнениях является милостью.

Если и нет прямого словесного указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то есть подтверждение практической сунной, и следованием за праведными предшественниками поколение за поколением, начиная со времен сподвижников до тех, кто после них. Поэтому, когда один ученый написал книгу под названием «Книга о расхождениях», ему сказали: «Не называй её так, назови «Книга, охватывающая все мнения».

И, в действительности, книга содержит и разногласие, и изложение различных мнений. А этот вид разногласия является милостью для этой уммы, пока это расхождение внутри науки фикх. А если разногласия будут в науке убеждений, ведь акида этой религии одна, каждый должен верить в Единого Аллаха, в Его Посланника, также и во всех остальных пророков и посланников, и в божественные книги. Да, во второстепенных вопросах вероубеждения тоже могут быть расхождения, и в этом нет проблем, если возникают разные мнения и взгляды у имамов ахлю-сунна в тех вопросах, которые считаются второстепенными. В основах же – хвала Аллаху – умма едина вокруг одной истины, хвала Аллаху. Отдалились от этой истины только заблудшие группы, как хариджиты, рафидиты, пусть Аллах убережет нас от их зла.