Сердце Корана. Толкование суры «Йа Син»

Шейх Абдул Илях Арфадж
Смотреть видео

Ведущий: Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему Господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. О, Аллах, благослови и окажи благодеяние нашему господину Мухаммаду, он исцеление наших сердец и их знамя, он благополучие и здоровье наших тел, светоч взоров, такое благословение ему, его семье и его сподвижникам, которое даст ему знать о нас, а затем: о, наши возлюбленные ради Аллаха, мир Аллаха вам, его милость и благословение. Наши встречи продолжаются на площадке собраний под названием «Держись истины и исправления» с достопочтимым доктором Абдуль Илях аль-Арфадж из Королевства Саудовской Аравии, добро пожаловать, почтенный шейх!

Шейх: Приветствую!

Ведущий:  Приветствуем вас и желаем здравия! Уважаемый доктор, на этом уроке поговорим о великой суре из Священного Корана. Она является сердцем Корана… и это сура Ясин, сура, которая вобрала в себя многочисленные достоинства и такие темы, как Единобожие, чудеса, покорение Всевышнему Аллаху, разъяснение Его непревзойденной силы над своими рабами и другое. Давайте начнем с разъяснения добродетелей этой почтенной суры, и продолжим после этого говорить о ее толковании.

Шейх:  Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение самому совершенному и лучшему из пророков и посланников, нашему господину и пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам, а затем, в начале этой встречи я хотел бы поблагодарить вас за эту встречу и благое гостеприимство, прошу Аллаха благословить ваше старание и принять от вас, и распространить плоды этих встреч и уроков во всех частях света среди всех мусульман! Как вы уже упомянули… сура Ясин называется сердцем Корана, как сказал пророк, (мир ему и благословение Аллаха), в хадисе который перед ат-Тирмизи: «Поистине у всякой вещи есть сердце, и сердцем Корана является сура Ясин», если обратить внимание на этот хадис то мы вынуждены проявить особую заинтересованность этой сурой, для того что бы узнать, почему она названа сердцем Корана. Точно так же приходит в другом хадисе, переданным ат-Тирмизи и Ахмадом, и ибн Хиббан удостоверил его, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте вашим умершим Ясин». Некоторые ученые указали на мудрость этого, и это является плодом их исследования в разъяснении мудрости чтения ее умершему, и прямой смысл слова «умерший» здесь это тот, кто действительно умер, а переносный смысл относится к тому, кто находится на смертном ложе. И он подразумевается здесь…  как это упомянули многие ученые, то есть тот, кто находится на смертном ложе и ждет своей кончины. Сказали так, потому что в ней упоминание некоторых состояний в судный день, а так же благоденствий рая, так же упоминается действительность воскрешения, и мусульманин при слышании этого всего опирается на то, в чем он был убежден прежде. Он встретит своего Господа и эти мгновения он проведет в покаянии, мольбе о прощении, раскаянии, встретит своего Господа с благим предположением о Нем и надеждой на Его награду. Как пришло в этой же суре: «Поистине, обитатели Рая сегодня будут заняты тем, что будут наслаждаться. Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись. Там для них есть фрукты и все, что они потребуют. Милосердный Господь приветствует их словом Мир», и когда человек при смерти… слышит эти аяты «Милосердный Господь приветствует их словом Мир», нет сомнений что он радуется, нет сомнений, что его благое мнение о своем Господе укрепляется, и вполне возможно, что в этом мудрость чтения суры Ясин умирающим людям. В реальности мы способны разделить суру Ясин на несколько частей. И, конечно, это деление — плод моего исследования, может быть кто-то другой поделит ее на меньшее количество частей, а кто-то – на большее, согласно тому, что он увидел в этих аятах. Я же поделил ее на 13 частей, эти 13 частей представляют из себя душу исламского призыва, душу самого ислама, они подтверждают тезис о том, что Коран книга Аллаха. «Клянусь Кораном Мудрым», «Он ниспослан Могущественным, Милосердным», они подтверждают посланничество нашего пророка, (мир ему и благословение Аллаха), «Поистине, ты один из посланников, на прямом пути», «Чтобы ты предостерег людей, отцов, которых никто не предостерег…»  и до конца этих аятов. Эти аяты показывают, что неверующие курайшиты проявляли упрямство и высокомерие, ведь пророк призывал их, но они упорствовали и говорили: «Когда исполнится эта угроза, если вы действительно говорите правду?» и тому подобное. Затем эти аяты напоминают им, что Аллах тот, кто создал их из ничего, и Он способен их воскресить. «Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели? Скажи: оживит их Тот, кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении» и так до конца. Сура Ясин, дорогой брат, начинается с отдельно стоящих букв, и толкователи разногласят в том, что они значат. Однако самое распространенное и сильное мнение, что они приведены для разъяснения людям, что Коран ни что иное, как составленное из этих 28 букв арабского алфавита, вы знаете их, обучались им и обучали других, и говорите ими…  и несмотря на это Аллах бросает вам вызов, что бы вы привели нечто подобное этому Корану, или хотя бы десяти сурам из него, согласно вашим утверждениям, что пророк выдумал этот Коран. Хорошо, приведите хотя бы десять сур, подобных сурам этой выдумки [как вы заявляете], а если не можете, то хотя бы одну суру. Сурой называют самую маленькую суру священного Корана, как например сура аль-Каусар, или сура аль-Аср, эти суры не превышают трех аятов, или четырех. И вместе с этим неверующие курайшиты не смогли сочинить что-либо подобное, несмотря на их знание риторики и красноречия арабского языка. Поэтому во многих сурах, которые начинаются с упоминания этих букв, не говорю во всех, но во многих из них также упоминается Высокочтимый Коран, «Алиф. Лям. Мим. Эта книга, нет сомнения в ней», здесь «Ясин. Клянусь мудрым Кораном». «Каф. Клянусь досточтимым Кораном», «Сад. Клянусь Кораном, содержащим напоминание!», «Ха. Мим. Клянусь ясной книгой».  Это указание на то, что это и есть этот Коран. Кроме немногих аятов, в которых нет этого упоминания, как например «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад. Это является напоминанием о милости твоего Господа, оказанной его рабу Закарии», и этих исключений очень мало. Затем приходит клятва Кораном, и связь между ними в том, что, как я упомянул, Коран состоит из этих букв, затем приходит подтверждение пророчества нашего господина Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), и оно является ключом к познанию Аллаха, ключом, который является разумным и почерпнутым из священных текстов. Разумность его в том, что когда наш пророк, (мир ему и благословение Аллаха), пришел с Кораном и люди слышали от него речь Аллаха, неверующий не слушал его, как речь Аллаха, а слушал его как слова, которые сочинил, как ему казалось, этот человек, утверждающий, что он пророк. Когда неверующий слышал Коран, то он проник к нему в разум, пронзил его душу и скрытые глубины его сердца, и после этот человек начал подвергаться влиянию Корана и изменяться, затем он начал верить и подтверждать, что это речь Аллаха. Когда же верующий слышит этот Коран, то он считает его доказательством, почерпнутым из священных текстов, потому что он уверовал в Аллаха и его посланника и эта вера утвердилась в его сердце. Когда он слышит речь Аллаха и видит путь пророка, (мир ему и благословение Аллаха), то знает, что это откровение от Аллаха. Затем в том же месте, где говорится о пророчестве нашего господина, указывается на ту беспечность, в которой прибывали арабы тех времен до прихода пророка. «Чтобы ты предостерег людей, отцов, которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами», и этот период ученые называют периодом отсутствия ниспослания от Аллаха. И они говорят, что тот кто умер в этот период до того как пришел пророк, (мир ему и благословение Аллаха), то он не несет шариатской ответственности, так как не застал пророка и жил в период отсутствие ниспослания от Аллаха. Аллах не наказывает людей до того, как отправит к ним пророка и они обвинят его во лжи. Как сказал Он Сам в своей книге: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника».  А аят Ясина, который говорит: «Чтобы ты предостерег людей, отцов, которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами» подтверждает, что до пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), к арабам не были отправлены пророки, они были на религии нашего отца пророка Ибрахима, и кто умер из них тогда считается из людей «фатры», ученые разногласят в их участи, но распространенное мнение, что они будет спасены в Судный день. И самые яркие представители людей этого периода родители пророка, мы думаем, что они спасены…  потому что они из людей «фатры», а Аллах сказал: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника», и этот смысл подтверждается во многих аятах. Мы не упомянем их что бы сохранить время. Затем в суре Ясин говорится об упрямстве народа пророка и их сильном высокомерии: «Воистину, Мы наложили на их шеи оковы до самого подбородка, и их головы задраны», «Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют». А так же слова Аллаха: «Мы установили преграду перед ними и преграду позади них и накрыли их покрывалом, и они не видят», таким образом указывая на их упрямство и высокомерие, и это реальная действительность, ведь некоторые люди из-за этого высокомерия не принимают небесный правильный путь, не смотря на то, что истинность этого стала для них очевидной. И это не перестает быть актуальным на нашей земле до сегодняшних дней. Однако Аллах из этих гордецов выбирает тех…  в сердца которых он бросает свет истинного пути и они веруют в Него, несмотря на их высокое положение, славу, знания, опыт, но в конце концов они покоряются и проявляют почтительный страх перед этим аятом. Это и есть тот свет, который Аллах бросил в их сердца. Затем, четвертая часть говорит нам об обитателях селения, под селением подразумевается маленькое поселение, а не большой город. Но вместе с этим из-за великой гордыни и высокомерия Аллах отправляет к ним двоих посланцев, и поддерживает еще третьим. Они говорят им что они посланцы к ним и что на них лежит только ясная передача, но обитатели селения упрямствуют и говорят, что посланцы всего лишь простые люди, которые лгут и Милостивый ничего не ниспосылал им. Затем аят указывает на эту четвертую часть и она заслуживает, что бы быть именно четвертой частью, и говорит о человеке, который почувствовал на себе большую ответственность  и пришел с окраин селения, это указывает на то, что он жил в окрестностях, а не в центре селения. Этот человек не принимал какого-то активного участия в жизни общества, но вместе с этим почувствовал ответственность и пришел с окраин, и в Коране это слово «человек» упомянуто неопределенной форме, что говорит нам о том, что среди людей он не был известным, однако Всевышний Аллах знает его. Так же упомянуто в Коране что он пришел второпях, что говорит о его спешке в призыве людей к Аллаху и в его желании призвать их к благу, и так в каждом благом деле, кроме спешки в делах поклонения. Поэтому в аятах Корана, связанных с благими делами всегда побуждается к спешке в их совершении, как например: «Стремитесь к прощению вашего Господа», или «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах», «пусть же ради этого состязаются состязающиеся!», или «устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» и другие, однако когда в Коране говорится о вопросах торговли или поиска пропитания, приходит аят «разойдитесь по земле и ищите милость Аллаха» или «Он тот кто сделал для вас землю покорной, ступайте же по свету и вкушайте из Его удела»,

Ведущий:  В этом больше преобладает упование в поиске пропитания!

Шейх:  Да, это все говорит о разнице между делами этого мира и делами последнего. И этот человек пришел второпях что бы сделать наставление своему народу, но они лишь обвинили его во лжи и навредили ему, и даже когда он умер, то сказал, т.е. его наставление дошло до его народа даже после смерти, и он сказал: «О, если бы мой народ знал о том, за что мой Господь простил меня и сделал меня из почитаемых!». Будто он говорит: «Они не уверовали в сокрытое в мире бренном, но вот сейчас я нахожусь в этом загробном мире и о, если бы они видели бы то, что вижу я, то уверовали бы и спаслись бы от наказания Аллаха!». Затем идет шестая часть из смыслов суры  о наказании обитателей этого селения и о том, что они заслужили его из-за своего отрицания пророков и обвинения их во лжи. И поведал Аллах, что это наказание ниспосланное на них не было тяжелым для Аллаха, как приходит в Коране «После него Мы не ниспосылали на его народ никакого войска с неба и не собирались делать этого. Был всего лишь один глас и они затухли. О, горе рабам. Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались» и до конца Его слов.

Ведущий:  Доктор, здесь в этом аяте есть остановка, где говорится о вере в сокровенное, будто Аллах упомянул, что такая вера это экзамен для людей! «О, горе рабам (*пауза*) Не приходил к ним ни один посланник, над которым бы они не издевались», Аллах сделал сокровенное экзаменом для проверки того, поверят ли они или нет.

Шейх:  Да, правильно, поэтому Аллах во многих аятах восхваляет тех, кто проявил веру в сокровенное.  «Воистину, тем, которые боятся своего Господа, не видя Его воочию, уготованы прощение и великая награда», а в суре Бакара: «которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последний жизни». Во всех этих аятах упоминается вера в сокровенное, потому что вера в явное – нет в ней, мой дорогой брат, различия в превосходстве, а в судный день каждый уверует в Аллаха, ведь они увидят Ад и Рай воочию и доподлинно, и сейчас уже не поможет душе такая вера, которую она отвергла при жизни, в то время как местом состязания в праведности является вера в сокровенное, в этого пророка, и в это обещание Аллаха. После, Аллах упоминает некоторые вещи в своих аятах. И эти вещи из области изучения ученых естествознания по биологии, геологии, физики и астрономии, на которые они обращают внимание. «Знамением для них является мертвая земля, которую мы оживили» или «Знамением для них является ночь, которую мы отделяем ото дня», и многие ученые говорили об этих аятах и взяли оттуда некоторые научные чудеса. Почему говорю некоторые? Потому что тайны Аллаха в этом мире до сих пор не изведаны до конца, и не узнает их никто, если только Аллах не приоткроет окна к своим тайнам для людей, что бы ознакомить их с непревзойденным совершенством Его творений, как говорится далее в суре Ясин о ковчеге Нуха, «Знамением для них является то, что мы перенесли их потомство в переполненном ковчеге», затем идет восьмая часть, которая часто повторяется в мекканских сурах Корана, это тема подтверждает, что Судный день действительно произойдет. Аят: «Когда сбудется это обещание, если вы говорите правду? Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться», это указывает на то, что непременно наступит, будто Аллах уведомляет, что это произойдет с вами, будьте бдительны, остерегайтесь и веруйте в последний день,

Ведущий:  так же есть день для отчета и наказания! Ведь Он создал своих рабов для важного дела! И Он будет отчитывать их!

Шейх:  да… это так же то, что подтверждает эта сура. Затем идет упоминание наслаждения обитателей рая, когда произойдет судный день, тогда обитателей рая будут приветствовать словом «мир», как это пришло в аяте с которого мы начали. И это возможно то, в слышании чего нуждается умирающий и лежащий на смертном ложе.  «Милосердный Господь приветствует их словом Мир», затем идет вопрос о завещании Аллаха, которое Он оставил человеку, «разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом?», то есть он завещал им, либо Он напомнит им об этом завещании в судный день, которое завещал им в Коране и в других небесных книгах, ниспосланных пророкам, или Он говорит нам об этом  сейчас, напоминая о том завете, который взял с нас, не поклоняться никому кроме Аллаха, как Он говорит в Коране: «»Разве Я — не ваш Господь?» а мы в то время сказали: «Да, мы свидетельствуем»  Это — для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого»» и до конца Его слов. Затем Аллах упоминает что-то из наказания Ада, «Вот Геена, которая была вам обещана! Горите в ней сегодня за то, что вы не веровали. Сегодня мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали!», и в этом гармоничном упоминании о Рае и Аде тоже есть указание, и это хорошо, потому что верующий нуждается в том, что иметь представление об обоих этих вещах, что бы слышать обещание о Рае и угрозу об Аде, аяты о побуждении к благому и аяты о предостережении от порицаемого, аяты вселяющие надежду и страх, что бы он был в состоянии гармонии. И хвала Аллаху, состояние мусульманина является гармоничным, и не только здесь, но так же и в мирских вещах между радостью и горем. Потому что он знает, что за радость он должен благодарить Аллаха, а в беде проявлять терпение. И такое состояние бывает только у верующего. И не должно быть так, что одно из них перевешивает другое, иначе верующий потеряет эту гармонию, и его постигнет ошибка. Затем Аллах упоминает некоторые виды благодати, которыми Он наделяет людей и напоминает об этом многобожникам курайшитам, и то, как они пользовались ими и не верили в Аллаха. «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки Мы создали для них скот, и что они владеют им? Мы сделали его подвластными им. На одних из них ездят верхом, а другими питаются» …и так до конца. После этого Аллах заканчивает аят, напоминая человеку о том, как Он создал его в первый раз и что он вернется к своему Господу. Как Он сам сказал: «Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него! Неужели Тот, кто сотворил небеса и землю не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, Знающий. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» как это сбывается! Пречист Тот, в Чьей руке власть над всякой вещью. К Нему вы будете возвращены». Итог в том, что в этой суре основы этой религии: вера в Аллаха, пророчество Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), истинность Благородного Корана, так же вера в Судный день, в ней упоминания Рая и Ада, упоминание о воскрешении людей и первом его сотворении, и возможно в собрании всего этого в суре Ясин кроется причина, и мы не утверждаем категорично, а говорим, что это возможно, мы не хотим утверждать, что мы догадались до истинности этого, однако говорим, что возможно это и есть одна из причин, что эту суру назвали сердцем Корана, и одна из причин для чтения этой суры умирающему, что бы он отправился к своему Господу с полноценным и правильным вероубеждением. Однако весь Коран является благословенным, и весь он является светочем и прямым путем, и кто прочитает что-либо из него для каких бы то ни было целей, то он получит от этого свет, прямой путь и благодать. О суре Ясин пришли некоторые хадисы, хоть и есть в них некоторая слабость, о которой упомянули ученые, однако нет проблем упомянуть эти хадисы, потому что они из раздела достоинств благих дел, сур, времен и мест, дней и ночей.  Из таких хадисов то, что однажды к пророку, (мир ему и благословение Аллаха) в один из дней пришел Али, да будет доволен им Аллах, жаловался на быстрое забывание им Корана, тогда пророк, (мир ему и благословение Аллаха), велел ему читать в последнюю или срединную, или первую часть ночи пятницы четыре ракаата, в первом ракаате после Фатихи читать суру Ясин, во втором ад-Духан, в третьем ас-Саджда, а в последнем Табарак. Затем упомянул дуа, и оно есть у Тирмизи в Сунан, и я могу показать этот хадис тому, кто хочет прочитать этот хадис. Али, да будет доволен им Аллах, сделал это и пришел к пророку, (мир ему и благословение Аллаха), и рассказал ему, что Коран укрепился в его груди, и что он хочет выучить еще больше из аятов Аллаха, и что он чувствует, что может выучить их. Из этих хадисов так же то, что передал ибн Хиббан, что тот кто прочитает Ясин ночью стремясь лишь к довольству своего Господа, то простятся ему грехи. Так же из опыта ученых известно, что они пробовали читать суру Ясин при нужде, и тогда эта нужда покидала их. И это то, в чем нет сложности и нет сомнений в принятии этого. Аллах открывает некоторым людям понимание Корана, и они считают, что такие-то аяты из таких-то сур больше подходят для чтения в определенных ситуациях, читают их и проверяют, а затем находят благое воздействие от их чтения, и продолжают делать это и советуют своим друзьям или ученикам поступать так же. Не является обязательным в таких действиях опираться на хадисы, это пришло даже от праведных предшественников, они читали аяты своим женам, что облегчить им роды, или заблудившиеся в пустыне читали что-то, что бы найти дорогу, или вылечиться от болезней, наподобие жара, лихорадки, носового кровотечения и другого. Они проверяли аяты Корана в таких ситуациях вместе с убеждением, что только Аллах дает излечение, а в Книге Аллаха благодать (барака), и тогда их желание исполнялось.

Ведущий:  О, шейх, все это имеет общую основу, что Коран является полезным для человека.

Шейх:  Да, нет сомнений, Коран дает пользу материальную и духовную, Он есть благодать, ощутимая и духовная. Чтение аятов с такими целями является делом, которое практиковалось со времен саляфов и до наших дней. Были из них те, кто от жара и лихорадки читал аяты «Мы сказали: «О, огонь, стань для Ибрахима прохладой и спасением», от общих болей читали «Таково облегчение от вашего Господа и милость!» или «Теперь Аллах облегчил ваше бремя», от носового кровотечения читали «И было сказано: «О, Земля, поглоти свою воду! О, небо, перестань! Вода спала, и свершилось веление!»» и до конца аята. Так же есть аяты которые читали от головной боли «Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной», они читали подобные аяты, например, когда роды женщины осложнялись они читали суру «аль-Иншикак»: «Когда небо разверзнется…  и внемлет своему Господу, как ему надлежит!» или суру «ат-Тарик»: «Клянусь небо возвращающим! Клянусь землей раскалываемой!», они читали что-то из этого, и мы знаем, что не пришло хадисов об этих вещах, однако, во всем Коране есть тайны, свет и прямой путь, в которые вникают некоторые люди, и тот, кто читает Коран весь или часть его для каких-то целей, сделав это средством для достижения Аллаха, то это считается одним из видов «тавассуля» посредством Его качеств, ведь Коран это речь Аллаха, а ученые единогласны, что является законным делать «тавассуль» Аллаху посредством Его атрибутов, например, посредством Его качества «милости», что бы защититься от огня Ада, или посредством Его «всемогущества», что бы исполнилась его нужда, или посредством Его «речи», что бы вылечиться или исправиться, и подобное этому, Хвала Аллаху, в этом деле есть простор и легкость, и мы советуем мусульман читать Священный Коран с размышлением. Кто читает Коран, размышляя, то Коран повлияет на него изнутри, и возможно, откроется ему то, что не открылось тому, кто был до него или от кого мы не услышали это. Ниспослание Корана прекратилось, но его польза и благо продолжает ниспосылаться.

Ведущий:  Доктор, по поводу размышления над Кораном. Одной из распространенной мыслей среди молодежи сейчас, возможно ошибочной, является то, что чтение Корана с размышлением происходит когда человек читает Коран и толкует его сам, толкует согласно своим страстям и не обращается в этом к утвержденным правилам, таким как основы толкования Корана. Размышление над Кораном это его толкование или же размышление над его смыслами и  успокоение ими своего сердца?

— Да, если твои слова это правда, то это очень опасно. Потому что размышление это знание, а знание нуждается в определенном инструментарии и средствах, и порой, понимание некоторых людей ведет к ошибочным и опасным идеям, например, если кто-то прочитает слова, сказанные о пророке Юнусе, когда он оставил свой народ: «подумал, что Мы не справимся с ним», и быть может кто-то предположит, что Юнус подумал, что Господь не сможет с ним ничего сделать. И это тот смысл, в который не поверит мусульманин даже с самой слабой верой в Господа, не говоря уже о посланнике и пророке. Однако смысл аята в том, что Господь не будет его стеснять, значение слова «ля накдир» тут означает «Мы не стесним его», как например в другом аяте «Поистине, твой Господь расширяет удел кому пожелает и ограничивает его (якдир)» то есть стесняет. Юнус подумал, что Аллах не спросит с него… и не отчитает, простит его и помилует за то, что тот оставил свой народ из-за отчаяния в их повиновении. Поэтому в толковании необходимо опираться на знание, и самое явное знание, которым нужно обладать для размышления, это арабский язык. Что бы знать то или иное слово, затем обращаться к пониманию арабского языка в размышлении над священным текстом, потом идет толкование Корана посредством переданных сообщений, будь то коранических сообщений или сведений из сунны. Он должен узнать причины ниспослания аятов, как их понимали сподвижники, это все раскроет ему что-то из этого размышления.  А что касается того, что он будет опираться на свои жалкие, слабые поверхностные знания, то они приведут его к порочным идеям, и возможно даже принесут опасность его религии и вероубеждению.

Ведущий:  Уважаемый доктор, не секрет, что безграмотность в шариатских науках переполнило наше время, большая безграмотность, особенно в арабском языке и шариатских науках, и раздел размышления над Кораном требует от человека изучить начальное толкование Корана, а потом уже для него откроется что-то новое…

Шейх:  Да, он может постепенно заняться этим делом, будь то даже один джуз, который он прочитает, сосредоточиться на его смыслах и изучит его тафсиры, или же прочитает Коран полностью, и если хочет понять его, то прочитает сокращенные тафсиры, которые всего лишь разъяснят ему смыслы непонятных слов. Однако безрассудно бросаться в эту область толкования Корана от себя, это серьезное и опасное дело, праведные предшественники боялись говорить что-то о словах Аллаха без знания. Передается, что Абу Бакр Ас-Сыддык, да будет доволен им Аллах, говорил: «Какая земля будет меня носить, и какое небо укроет меня, если я скажу о словах Аллаха что-то без знания», господин Умар, когда читал аят «фрукты и «абба»», сказал: «мы знаем, что такое фрукты, но что такое «абба»?», затем остановился на этом месте и сказал себе: «О, Умар, это тяжелая ноша для тебя!», после чего попросил Пророка разъяснить это. Некоторые салафы говорили: «Читать Коран и допускать грамматические ошибки лучше для меня, чем неправильно делать его толкование», то есть ошибку в произнесении слов Корана они воспринимали легче, чем неправильное толкование одного слова из него. Поэтому у науки «Тафсир» есть свои специалисты и инструменты, мы не говорим, что Коран для чтения только определенных людей, однако толкование Корана это наука и у нее есть специалисты… и эта наука открыта для любого, кто хочет изучать ее и стать специалистом в ней.

Ведущий: Пусть Аллах благословит вас, доктор, и воздаст вам благом. Пусть Аллах увеличит ваши знания! Таким образом, уважаемые зрители, мы пришли к концу этой передачи, до следующей встречи. Мир вам и милость Аллаха, и Его благословение.