Убеждения имама Захаби и хафиза ибн Кассира

Смотреть видео
Шейх Саид Фуда

[Правда ли, что вы в своём комментарии к акыде тахавии называете имама Захаби и хафиза ибн Кассира уподобляющими Аллаха творениям (муджассима)?]

Клянусь Аллахом, «Шарх акъида ат-тахавия» как книга ещё не издавалась. И то, что распространено в интернете уже более чем 15 лет или даже больше, это всего лишь некоторые конспекты лекций и уроков, которые я давал, приблизительно в 1998 году.

Кто-то из братьев опубликовал конспекты и краткие содержания этих уроков. А что насчёт самой книги, то она до сих пор не печаталась. Поэтому в полной мере относить ко мне лично эту книгу нельзя.

То, что распространено в интернете это только некоторые замечания, примечания и комментарии подобные тем, что я сделал в этом уроке. [Это было] Точно так же как мы сейчас ведём диалог с вами и некоторые братья в добровольной форме распространили эти заметки.

Однако, в любой случае, не смотря на авторство этой книги, я немного расскажу сейчас непосредственно об [имаме] Ибн Касире и [имаме] Аз-захаби, потому как это основная цель вопроса.

Что касается имама Аз-захаби, то в действительности, конечно, ещё в то время как он был совсем молод, в расцвете своей молодости, примерно в двадцатилетнем возрасте он находился под сильным впечатлением от Ибн Таймии.

И книгу «Аль-`улюв», автором которого является имам Аз-захаби, он составил в возрасте примерно не превышающем двадцати одного года или даже двадцати лет. Он был молодым юношей, который находился под сильным впечатлением от Ибн Таймии.

И поэтому мы видим, что книга «Аль-`улюв» содержит много погрешностей. Ошибочные мнения и утверждения, чрезмерность и фанатичность встречаются так часто, что эта книга стала такой, в которой есть большое количество, некоторое количество, я не хочу говорить большое, заметное количество отклонений от вероубеждения ахлю сунны в разъяснении и понимании [науки] аль-калям.

Тем не менее, я это отношу к тому, что на этом этапе своей жизни он находился под сильным влиянием Ибн Таймии. Это то, что касается [имама] Аз-Захаби. И поэтому в [более] поздних книгах Аз-Захаби таких как «Тарих аль-ислям», «Сияр а`лям ан-нубаля» и т.п. мы можем увидеть более выверенные слова имама Аз-захаби и более экспертные.

И в особенности, после смерти Ибн Таймии. Потому что имам Аз-Захаби после смерти Ибн Таймии смог освободиться от того большого влияния, которое на него оказывал Ибн Таймия. [Ведь] Ибн Таймия это большой человек, это выдающаяся и влиятельная личность.

Естественно, Аз-Захаби стал [больше] встречаться с большими учёными ахлю сунны, такими как имам Такъюддин Ас-Субки, одним из учеников которого он являлся в области хадиса и истории, имам Такъиюддин Ас-Субки, был одним из великих муджтахидов.

Поэтому мы видим, что многие поздние труды Аз-Захаби содержат выражения, указывающие на то, что он не являлся явным муджассимом.

Однако, я не сомневаюсь в том, что в начале и середине своей жизни он был под сильным влиянием Ибн Таймии. Но справедливости ради надо отметить, что он не дошёл до прямого таджсима или явного таджсима, скажем так, явного таджсима как у Ибн Таймии.

А в более поздних его книгах, как мы уже сказали, его состояние всё больше улучшалось, как об этом свидетельствовали многие учёные, такие как имам Аль-Кавсари и другие.

А что касается [имама] Ибн Касира, то ради справедливости надо сказать, что его состояние намного лучше чем у имама Аз-Захаби.

И лично я не находил ни прямых высказываний о таджсиме, ни намёков, ничего такого, что указывало бы на таджсим.

Максимум из этого, это то, что он не относил себя к мазхабу аш`аритов. Хотя, когда он хотел занять место преподавателя хадиса в мечети Аль-Умавий, он сказал, что он из ашаритов, и тогда некоторые его друзья, среди которых был и сын Ибн Кайима Аль-Джаузия, который сказал ему: «Клянусь Аллахом, даже если бы ты полностью от макушки до пят был бы покрыт волосами, люди всё равно не поверили бы в то, что ты аш`арит».

Это потому что должность преподавателя хадиса, предназначалась только для аш`аритов. Никто кроме аш`аритов не мог там давать уроки.

И поэтому когда Ибн Касир хотел получить возможность преподавать в этой кафедре хадиса, он заявил, что он аш`арит.

Однако, в действительности, я не думаю, что Ибн Касир муджассим. Я считаю, что на него, возможно, оказал влияние Ибн Таймия и это очевидно. Тем не менее, он не достиг уровня таджсима, даже если это и будет в моих книгах. И я не думаю, что в моих книгах есть что-то, что прямо на это указывает. Или же если где-то  с моих слов понимается, что он муджассим, то это неверно и неточно.

[Хотим также указать на то, что данная запись была сделана около 5 лет назад, и в действительности, на тот момент, комментарий шейха к акыде Тахавии не был издан. Хвала Аллаху, несколько лет назад книга вышла в свет, и в ней нет того, что было распространено ранее в интернете от имени шейха.

Дабы полностью развеять сомнения, и в доказательство правильности слов шейха Саида Фуды, приведём также слова имама Захаби и ибн Кассира.           Сказал имам Захаби о слове Всевышнего Аллаха: «ар-Рахману `аляль Арш истава»: «Тот, кто признает это, подтверждая Коран и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и уверовал в это, оставляя их смысл Аллаху, не делая тавиль и не углубляясь в него, то это следующий истине мусульманин». Также он сказал: «Наше слово об этом [хадисах о сифатах Аллаха] подтвердить, пропустить, и оставить смысл тому, кто говорил их — безгрешному, правдивому» [Имам аз-Захаби, «Сияр а`лям ан-нубаля»].

Сказал имам ибн Кассир в Тафсире 54 аята, суры аль-А`раф (7): «…а затем истава над Троном»: «Что касается слова Всевышнего Аллаха: «…а затем истава над Троном». «У людей в отношении к этому много мнений и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных предшественников, Имамов Малика, Аузаи, Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи, и других Имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Дело обстоит так, как сказали Имамы, среди которых Наим ибн Хамад аль-Хузаи, шейх Имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь»». [«Тафсир аль-Куръануль `Азым», сура 7, «аль-А`раф», аят 54]            ]