Воспитание детей в Исламе

Смотреть видео
Шейх Хасан Али

Я понял. Вы говорите об учебной программе, в написании которой я участвовал. Часть ее написал я, но помимо меня эту учебную программу писала еще целая группа людей. Она касается в том числе и темы воспитания детей. Там я изложил свои взгляды на эту тему. И вот что я хочу сказать: эту учебную программу мы на самом деле составляли очень долго. Только ее написание заняло у нас шестнадцать лет. И мы до сих пор не закончили. Пока готово примерно двадцать пять книг. Все они изданы, их можно купить в издательстве Сафар пабликейшнз – на сайте safarpublications.org. Вы сможете убедиться: мы сделали эти книги так, чтобы большинство обычных людей по всему миру, смогли без труда изучать ислам поэтапно – шаг за шагом. В том числе и родители – они могут воспитывать и обучать своих детей дома по нашей учебной программе. Так что, если вы посмотрите в начало серии книг, вы увидите, что там много инструкций – как именно родители должны обучать своих детей. Конечно, мало кто из вас захочет воспользоваться нашей программой, ведь она на английском языке, а среди вас говорящих на английском немного. Поэтому давайте я расскажу кое-что из того, что мы там написали – ведь именно для этого вы мне задали этот вопрос. Итак. Одна из самых важных вещей – то что людям нужно установить связь с религией через множество основ.

Одна из таких основ – знать, кто такой Аллах, любить Всевышнего Аллаха, разумеется, как продолжение этого вам нужно знать много всего, например, Коран и так далее.. Но для начала – ЗНАТЬ Всевышнего Аллаха и знать, кто Он и установить связь с Всевышним Аллахом. Следующее – знать нашего Пророка солляллаху алейхи ва саллям. Знать его биографию (сиру) и установить связь с ним. Чтобы знать Аллаха, нам нужен Коран. Чтобы знать Пророка солляллаху алейхи ва саллям нам нужна сунна. И если вы посмотрите всю нашу учебную программу для детей целиком, вы увидите, что там есть много того, что нужно знать.Итак…. Они приступают к изучению хадисов, аятов Корана, чтобы через них понять, что такое религия. И что мы сделали: мы поместили туда самые разные фадаиль – достоинства, ценности выполнения того, что следует выполнять. То есть каждый раз, как мы встречали в Коране или в сунне достоинства какой-то практики, объясняли ПОЧЕМУ ее нужно выполнять… Например, Рай. Если Аллах будет доволен тобой, то что Он даст тебе в вечной жизни? Что именно ты там получишь? Что будет с тобой в могиле? И говорим о пользе, например, у тебя будет сияние… в Судный день у тебя будет множество благ от Всевышнего Аллаха… или ты будешь в тени Арша Всевышнего Аллаха… или ты сможешь испить воды из Каусара… очень-очень много хорошего. И все это мы собрали в книгах.Мы хотим побудить детей через знание, кто такой Аллах и через знание последствий – того, что случится, мы хотим привести их к практике.

После знания этого легко привести детей к практике религии. Сначала им нужно знать, что Аллах их любит, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям любит их. Им нужно знать, куда они придут в итоге.И третья вещь – после знания об Аллахе и знания о Посланнике Аллаха солляллаху алейхи ва саллям – это знать все о пути в будущее – в Вечную жизнь, Ахират. Поэтому в нашей серии книг очень много об Ахирате: что случится, когда я умру? Что случится со мной в могиле? Что будет со мной между смертью и Судным днем, в мире, известном как Барзах? что случится со мной в Судный день, что я увижу там? Что такое адский огонь? Что такое Рай? Какие бывают грехи? Что значит хорошие поступки? Почему я должен совершать хорошие поступки?Все это для ребенка. Так что если я буду совершать хорошие поступки, вести себя праведно, в Судный день я окажусь с праведными людьми. А если я окажусь вместе с ними, я войду в Рай. И хорошие, и плохие поступки они все записываются. Если я буду совершать плохие, то окажусь вместе с плохими людьми. А если будет так, то я окажусь в Аду – да защитит Аллах от этого меня и вас! Ведь Адский огонь – это самое худшее место, какое только бывает. Когда все это усвоено, наступает очередь ахкамов.

Понятно? Прежде всего – убеждения, акыда. Сначала нужно объяснить детям вероучение. Чем больше они будут слушать про Аллаха, тем глубже они будут верить в Аллаха, тем лучше будут понимать, что Аллах приказывает нам делать.Итак, ахкамы, или законы Шариата – это то, что Аллах приказал нам делать. Можно также назвать это «фикхом». Некоторые говорят «фикх», что в принципе и есть законы Шариата. Это повеления и запреты, к которым человек переходит после первой основы, о которой мы сказали.И эти вещи также в нашей учебной программе – что ребенок должен делать и чего делать не должен. Начинается все с омовения, как совершать омовение, даже как пользоваться туалетом, как совершать намаз.Что же касается намаза… В нашей программе, которую мы подготовили, мы не просто хотим чтобы ребенок молился, мы хотим чтобы он молился, при этом чтобы у него было то, что называется хушуʼ. Хушуʼ — это внутренняя посвященность, преданность. Это способ связать себя, свое сознание с Всевышним Аллахом. И это самая важная часть, важнейшая часть намаза. И в любой области религиозной практики – будь то пост в месяц Рамадан, закят или хадж, даже в уважении к родителям, в хорошем отношении к соседям. Они, дети, должны знать, что во всех этих вещах, проявлениях хорошего нрава, они должны соблюдать этические нормы, так вот эти нормы существуют, потому что Аллах любит эти нормы – вот поэтому они должны соблюдать их все. И в их намазах у них должна быть связь с Аллахом. И когда они встречаются с кем-либо, посещают больного – у них есть эта связь с Аллахом. Потому что Всевышний Аллах приказал нам посещать больного, и мы идем к этому человеку… Так, например, в одной из частей книжной серии встречается хадис о том, что в Судный день Аллах позовет Своего раба и скажет ему: «О сын Адама! Я был болен, но ты ни разу не посетил меня». И человек ответит: «О Аллах! Ты говоришь, что Ты был болен?! Ты же – Господь миров, Властелин всего этого мира. Все в мире – твои творения, во всех мирах. И Ты – их Господин! Как это – ты был болен??». На это Всевышний Аллах скажет: «Такой-то и такой-то Мой Раб был болен, но ты ни разу не навестил его. Если бы ты навестил его, ты нашел бы Меня рядом с ним»…Вот, подобные хадисы, рассказанные детям, дают им другое вИдение. Они поймут: о, если я навещу больного, то Всевышний Аллах мне поможет, наставит меня и так далее в таком духе. И через всю нашу серию книг мы проводим такие идеи, что дети должны найти баланс между этим миром и вечным.

Дети не должны слишком сильно быть погружены в гаджеты и технологии. Дети должны стремиться не только к уважению своих родителей, но и к уважению общества, уважению общины.Также дети должны знать… вот, вы знаете, есть много историй, которые мы приводим – историй из Корана и Сунны, из историй пророков и так далее, которые дают им нравственные уроки. Каждая из таких историй – о нашем господине Нухе, алейхи салям, нашем господине Мусе, Ибрахиме, Исе и других, нашем господине Мухаммаде солляллаху алейхи ва саллям…  Каждая из этих историй дает какой-то урок. СубханаЛЛах! Они могут нас научить огромному количеству вещей. Так, например, если человек грустный в жизни, они увидят это: я должен быть как Яʼкуб, алейхи салям, который был очень терпеливым. Если человек проходит через испытания от Аллаха, он должен быть сильным, он должен брать пример с Ибрахима, алейхи салям. Если человеку нужно научиться стойкости, ему нужно стать как Нух, алейхи салям, потому что он вел призыв девятьсот пятьдесят лет. Если человеку нужно стать мягким ему нужно ориентироваться на Ису, алейхи салям. Ну а если человеку нужно отстоять свой авторитет, научиться быть строгим к людям, то ему нужно брать пример с Мусы, алейхи салям. Очень много уроков мы можем вынести из жизни и историй о пророках, алейхим ас-соляту ва ас-салям, и мы все это отразили в нашей учебной программе. И это вещи, о которых родители должны рассказывать своим детям, чтобы дети понимали, что это – лучшие люди, которые у нас есть, что за этими людьми нужно следовать, мы должны подражать им, выносить уроки из их жизни. И через такое воспитание получается личность, строится характер.

По мере того как ребенок растет, ему больше остального становится нужен адаб — ему нужен этикет. Это то, что мы тоже отразили в нашей серии – чтобы они знали этикет приема пищи, этикет встречи с мусульманином, этикет посещения мечети, этикет поведения в общественном месте. Также они должны разбираться в халяле и хараме… и так далее… и поэтапно они изучают все это. Они все это изучают постепенно. И важная вещь для родителей…и это действительно важно… это тоже касается вашего вопроса… если родители не практикуют ислам дома, то очень редко бывает, чтобы дети практиковали ислам в своей жизни. Это по-настоящему важно понять родителям. Если мать не носит хиджаб, с большой долей вероятности дочь тоже не будет носить хиджаб. Возможно, восемьдесят процентов девушек, которые растут, видя, что их матери не носят хиджаб, тоже не будут носить хиджаб. А двадцать процентов, может быть, будут…То же самое касается намаза. Большая часть детей, которые видят, что их родители не молятся, также не будут совершать намаз, потому что таково окружение, такова ситуация у них дома. Итак, важнейшая вещь для родителей – самим относиться к религии серьезно, практиковать ее установления. И какова будет степень твоего соблюдения Ислама – такой же будет иншааЛлах и степень ее соблюдения у твоих детей. Если ты не злишься, не ругаешься, не выходишь из себя и так далее, то и твои дети не будут. Но если ты позволяешь себе подобное, то ты увидишь, как дети будут тебе подражать в этом. Итак… главная вещь которую нужно знать… неважно, какой хорошей будет учебная программа, какая хорошая у нее будет структура, если ты на самом деле не соблюдаешь, не практикуешь то, что должен практиковать, твои дети решат, что это все сложно соблюдать, потому что никто из старших не поддерживает их в этом…