Разведённая до интимной близости

Наша дорогая сестра Сафа аль-Мусаллями задает вопрос о девушке, девственнице, которой муж дал развод после уединения с ней, но без совершения близости — должна ли она выдерживать идду и можно ли ее вернуть? А также просит упомянуть разногласия в этом вопросе если таковые есть.

Во-первых есть два основных мнения насчет того, принимается ли в расчет уединение или нет. Первое мнение гласит, что оно не принимается в расчет, то есть ни на что не влияет.

Это мазхаб джадид имама аш-Шафии. Кстати, сестра Сафа спросила о девственнице. Так вот нет разницы девственница она или нет. Так как в вопросах, связанных с иддой это не имеет значения. Так же как и размер махра не зависит от того, девственница она или нет. Так вот, если мужчина взял женщину в жены и дал ей развод до совершения с ней близости, но при этом у них было шариатское уединение, согласно мазхабу джадид имама аш-Шафии в этой ситуации уединение ни на что не влияет. Что же вытекает из этого? Если он дал ей развод до совершения близости, то она не обязана выдерживать идду.

Так как Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до совершения с ними близости, то они не обязаны перед вами выжидать идду». То есть в аяте говорится «они не обязаны выжидать перед вами идду». Таким образом если женщине был дан развод до совершения с ней интимной близости, то есть было лишь уединение, то, согласно мазхабу джадид имама аш-Шафии, на это уединение не обращают внимания. Соответственно как только был дан развод этот развод будет являться окончательным, а не возвратным и женщина будет иметь право на половину махра.  Согласно же мазхабу большинства, уединение принимается в расчет если развод был дан после действительного уединения и даже если не было интимной близости.

Это будет считаться как если бы между ними произошла близость. Это мазхаб большинства. Ханафиты же в этом вопросе поставили такое разграничение. Они сказали «что такое законное уединение? Это когда муж и жена уединились и при этом для совершения близости не было никаких препятствий: ни шариатских, ни реальных, ни естественных. Реальным препятствием может быть, к примеру, нахождение рядом ребенка или серьезная болезнь одного из них. Шариатским препятствием может быть, к примеру, когда один из них держит пост или у женщины могут быть месячные. Это является шариатским препятствием для совершения интимной близости.

Или какое-либо естественное препятствие. Так вот действительным в ханафитском мазхабе будет считаться такое уединение, при котором не было подобных препятствий. То есть мужчина уединился со своей женой и не было препятствия для совершения интимной близости: ни шариатского, ни реального ни естественного.  Хорошо. Что касается маликитов, то они тоже говорят, что факт уединения учитывается. Они называют это уединением прямого пути [хульват аль-ихтида]. Что это такое? Это когда муж и жена уединяются, закрываются двери и опускаются занавески. То есть у них есть возможность совершить близость. Даже если близости не произошло, такое уединение будет считаться как совершённая интимная близость. Также они называют это уединением визита. То есть он или она посещают друг друга в своих домах.

Что касается ханбалитов, то они тоже сказали, что уединение принимается в расчет. Уединение от мумайиза [разумного] и совершеннолетнего. То есть когда муж и жена уединились и с ними нет совершеннолетнего и разумного ребенка. Неважно будет ли этот ребенком родственником или чужим человеком, мусульманином или немусульманином. Подводя итог. Учитывается ли уединение мужа и жены. Согласно шафиитскому мазхабу уединение ни на что не влияет. Согласно мазхабу большинства уединение принимается в расчет. И прошу прощения за такой растянутый ответ.

Шейх Сайф аль-Асри
Смотреть видео